Преподавание русского языка Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР с использованием методики Н.А. Зайцева. Тема:"Звук [ш] и буква "Ш"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1314 Котоусова Светлана Николаевна, учитель-логопед Цель:
Оборудование: 1) Для фронтальной работы:
2) Для индивидуальной работы:
Ход занятия 1. Оргмомент: Логопед (далее: "Л.") подзывает детей (далее: "Д.") и читает с ними по таблице №2 Зайцева: "По - ра за-ни-ма-ть-ся.". Дети подходят к своим стульчикам. Л.: "Сядут те, кто споёт песенку звука [б], звука [кь], звука [л] и т.д. Д: читают по таблице "песенки складов" и садятся на свои места. 2. Сообщение темы. Л.: "Сегодня на занятии мы будем читать и писать слова и предложения с буквой "Ш". А чтобы вы лучше запомнили эту букву, я приготовила картинку (выставляется картинка с буквой "Ш" из "Весёлой азбуки" Г. Виеру.) 3. Знакомство с буквой "Ш". Л.:
Д.
4. Развитие фонематического слуха. Д/и "Кто внимательнее". Д. поднимают буквенные веера тогда, когда услышат звук [ш] в слогах и в словах. Л.: - ша, са, шо, жо, ас, аш, ста, шта; - шар, сыр, жесть, шерсть, плюс, плюш, миска, мишка, сыпать, шипеть и т.д. Д/и "Измени слово". Л. называет слово, дети хором отвечают, заменяя 1-ый звук на звук [ш]. Л.: "Было слово: "ТОПОТ", стало слово:... Д.: -"ШЁПОТ"
5. Звук [ш] и буква "Ш" в словах. Правописание "ШИ". Л.:
Д.: "Буква "Ш" обозначает 1 звук, потому что звук [ш] всегда твёрдый". Л.:-"Правильно. У кубика "Ш - ША - ШО - ШУ - ШИ - ШЕ" нет маленького братца. Даже если: после буквы "Ш" стоит буква "И", всё равно мы произносим этот склад твёрдо. [ши] - слышится звук [ы], а пишется буква "И". Давайте выучим правило: " ШИ" пиши с буквой "И". Д. хором проговаривают правило вместе с Л. Л.: "Придумайте слова со складом "ШИ" и прочитайте их по таблице". Д.. с помощью лазерных указок читают по таблице придуманные слова: ши-на, у-ши, ши-ло, ши-по-в-ни-к, мы-ши, ма-лы-ши, ма-ши-на, ку-в-ши-н, ка-ло-ши, ша-ла-ши, ши-пе-ть и т. д. 6. Определение места "Ш" в словах с помощью цифрового ряда. Л.
Л. выставляет на наборное полотно цифры от 1 до 9 и рядом с ними поочерёдно картинки. Д. определяют место буквы "Ш" в словах, выдвигая нужную цифру у себя на столах чуть выше остальных. Один ребёнок отвечает у доски: "В слове шарф буква [ш] стоит на первом месте" и т.д.
По ходу выполнения задания Л. совместно с детьми определяет предыдущие буквы в словах, по необходимости читают слова по таблице №2 Зайцева. 7. Динамическая пауза. Л.:
Д.:
Руки на голову, покачивают головой из стороны в сторону; хлопают в ладоши; Правым кулаком сверху вниз стучат по неподвижному левому кулаку. Перешагивают с ноги на ногу, перенося центр тяжести, руки опущены вниз и в стороны.
Разводят руки перед грудью в стороны. Руками над головой образуют окружность. Качают прямыми руками над головой из стороны в сторону. Хлопок в ладоши, наклон вперёд, Покачивание внизу расслабленными руками из стороны в сторону. 8. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Раздается звонок в дверь. Появляется почтальон Печкин (далее П.П.). П.П.: " - Здравствуйте. Я почтальон тутошний. Печкин моя фамилия. Извиняюсь, это логопедическая группа будет?" Д.: "Да!" П. П.: " У меня тут для ваших ребят корреспонденция. Ну-ка, разбирайте почту. Вот тут и имена ваши на конвертах написаны. А я дальше пошёл. Некогда мне, ещё не всю почту разнёс по адресам". Д/и "Телеграф". Дети разбирают конверты. В конвертах лежат настольные предметные картинки со звуком [ш], которые надо проговорить по буквам. Другие ребята "расшифровывают" послание:
Л. "читает" слово из своего конверта: - м, ы, ш, к, а Д.: - мышка. Л. предлагает выложить слово "мышка" из букв на наборном полотне. Д. садятся за столы. 9. Преобразование ряда слов: "МЫШКА - > МИШКА -> МОШКА". Л. читает стихотворение Н.Голь "Мышка в норке". Д. выполняют преобразования в слове на наборном полотне.
Д. выкладывают на наборном полотне: " МЫШКА - МИШКА".
Д. выкладывают: " МИШКА - МОШКА".
Д. выкладывают: МОШКА - МЫШКА. Л.:
10. Звук [ш] и буква "Ш" в предложениях. Л. открывает доску, на которой написаны предложения с пропущенной буквой.
Д. списывают предложения с доски, самостоятельно вставляя пропущенную букву. 11. Итог занятия, оценки. Л.:
На этом наше занятие закончено". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |