Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Тема Родины в творчестве С.А.ЕсенинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 838 Министерство образования РФ Управление образования Советского района г. Красноярска Средняя школа № 91 Махотина Екатерина, 11А РЕФЕРАТ «ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА» Красноярск, 2001 Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его творчество. Поэтическая концепция мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского. Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного фольклора и языческой мифологии: Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальной ночи, Сутемень колдовская счастье мне пророчит. Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником: Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его. Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник – Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране. Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё. Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь». Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз». Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…» ), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»: Тучи с ожерёба Ржут, как сто кобыл. Плещут надо мною Пламя красных крыл. Небо словно вымя, Звёзды как сосцы. Пухнет божье имя В животе овцы. Верю: завтра рано, Чуть забрезжит свет, Новый под туманом Вспыхнет Назарет. Новое восславят Рождество поля, И, как пёс пролает За горой заря. Только знаю: будет Страшный вопль и крик, Отрекутся люди Славить новый лик. Скрежетом булата Вздыбят пасть земли… И со щёк заката Спрыгнут скулы – дни. Побегут, как лани, В степь иных сторон, Где вздымает длани Новый Симеон. Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»). В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной. Для изображения революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи: Небо как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик. Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий: Кобыльи корабли 1 Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Чёрные паруса воронов. Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный сад. Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Вёслами отрубленных рук Вы гребётесь в страну грядущего. Плывите, плывите в высь! Лейте с радуги крик вороний! Скоро белое дерево сронит Головы моей желтый лист. Исповедь содержания, тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина. 1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек». В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни: Я не знаю, что будет со мною, Может, в новую жизнь не гожусь, Но и всё же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. Но трагический расклад оказался непреодолимым. Советская действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый «Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко тема тоски по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»: 4 Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживётся. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце. Хорошо им стоять и смотреть, Красить рты в жестяных поцелуях, - Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя. Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. Оттого-то вросла тужиль В переборы тальянки звонкой. И соломой пропахший мужик Захлебнулся лихой самогонкой. Есенинский цикл «Персидские мотивы», куда входят такие произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и другие, открывает нам чувство любви, вдохновенное и светлое, которое составляет в нём основной предмет изображения. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, каи их удивительная родина Персия, страна грёз, страна – сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами. Однако параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим пологом тумана», «волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема вплетается в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства в раю персидском. Творчество Сергея Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального уклада и национального духа России, является памятником своей эпохи. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |