Преподавание русского языка Урок русского языка по технологии А.З. Рахимова на тему "Знакомство со значениями приставок ПРИ -, ПРЕ"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1018 Учаева Илмира Динамовна, учитель русского языка Проблема развития творческого мышления обучающихся и технология развивающего обучения А.З.Рахимова в условиях малокомплектной сельской школыВот уже десятилетия школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности УП. Наступает время решительной ломки традиционной методики обучения школьников, на принципах которой обучалось и десятилетиями трудится все наше учительство. Основные педагогические противоречия между требованиями и фактами
Сегодня мы имеем широкие возможности для самых серьезных изменений в сфере образования. Вся традиционная методика сводится к тому, что
Главный критерий не то, что делает учитель, а то , как он добивается высоких результатов в раскрытии природных возможностей детей, как добился успеваемости всего класса Проблему массового формирования творческого мышления школьников в процессе их обычного, повседневного обучения решает технология развивающего обучения А.З.Рахимова, направленная на творческое развитие детей. «Дело не в детях, а в способах организации учения», - считает он и во главу угла ставит развитие познавательных потребностей, мотивов, интересов, мыслительных процессов, творческих способностей, нравственных качеств, а психическое развитие само уже ведет к более высокой учебной успешности. В формировании творческих способностей решающее значение имеет деятельность ребенка, которая направляется и стимулируется учителем. Именно в соответствующей деятельности тренируются и развиваются природные силы личности, превращаясь в реальную способность учиться и работать творчески. Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты к действию или отвергнуты с непониманием в зависимости от того, какими методами обучения владеют учителя и какими методами учения пользуются учащиеся. Технология должна быть ориентирована не на заучивание понятий, а должна формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственное и творческое отношение к учению. Необходимым звеном учебной деятельности должно быть действие целеполагания, т.е.постановка задачи. Учащийся сам должен ответить на вопрос «ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ» Вслед за обоснованием целей и постановки задач необходимо определить способ их решения «КАКИМ СПОСОБОМ Я ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ» Самостоятельная учебная деятельность. Оценка результата работы. «ВСЕ ЛИ ПРАВИЛЬНО Я СДЕЛАЛ ПРИ РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, ЧТО ЕЩЕ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ» Учитель выявляет возможности ученика, конкретизирует направление обучения и нацеливает ученика на отыскание рациональных способов своей деятельности. Чем больше ученик верит в свои способности и видит целесообразность их применения, тем серьезнее относится к учебе. Движущей силой развития интеллекта является интерес. Чем успешнее удовлетворяются интересы, тем активнее стимулируются жизненные позиции ребенка Организация собственной познавательной деятельности школьников в результате ведет к развитию сознательной деятельности детей. Люди с творческим мышлением всегда занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, упорно защищают их, вступая в борьбу с косными, консервативными, шаблонно мыслящими субъектами. Такое творческое мышление человека становится предпосылкой активно - деятельностного отношения субъекта к действительности. Поскольку благополучие государства, авторитет страны в мировом сообществе измеряется уровнем интеллекта нации, творческим потенциалом народа, научно-техническим прогрессом, все эти объективные показатели являются отражением состояния школьного производства. Схема урока по технологии творческого развития Тема: Цели:
Оборудование: План урока: Содержание урока: 1. Ориентировочно-мотивационный этап. (10 мин.)
2. Операционно-исполнительский этап. (30 мин.)
3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.)
«Учитель, страдающий словоохотливостью – самый худший из всех». Адольф Дистервег «Вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно – внимательных детей пора переходить к школе активных детей и внимательного учителя». П.П.Блонский «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем преподает, и ко всему преподаваемому». Ж.-Ж.Руссо «Искалеченный мозг – результат противоестественных, грубонасильственных методов обучения». Э.В.Ильенков «Для того, чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало, а для того, чтобы направлять собственную деятельность ученика, учитель должен усвоить чрезвычайно много». Л.С.Выготский Урок по технологии А.З.РахимоваПредмет: русский язык Тема: «Знакомство со значениями приставок –ПРЕ- -ПРИ» Цели:
Оборудование: иллюстрации, демонстрационные карточки, раздаточный материал, тесты, магнитная доска, экран учета оценок Виды работ: творческий, словарный диктант, работа с иллюстрациями, диктант с точкой, пантомима, тест. Содержание урока 1. Ориентировочно-мотивационный этап(10 мин) 1) Проверка домашнего задания. Творческое задание – тексты с -И- -Ы- после приставок После изучения предыдущей темы «Правописание букв -и- ы- после приставок» шестиклассники получили домашнее задание творческого характера: сочинить сказку, стихотворение, рассказ, используя слова с данной орфограммой. САМООЦЕНКА (на доске висит экран учета оценок Приложение 1, в определенных ячейках которого обучающиеся самостоятельно выставляют свои оценки за каждое задание, выполненное в течение урока) 2) Выравнивание знаний. Словарный диктант «До первой ошибки» ( дети поочередно выходят к доске и под диктовку учителя пишут слова до первой допущенной ошибки. Первыми приглашаются более слабые учащиеся)
САМООЦЕНКА Выделите приставки в словах. На какие приставки нам нужно обратить внимание сегодня на уроке? Конечно, пре- и при-. Записываем тему урока в тетрадях. Учитель показывает иллюстрации – обучающиеся пишут в тетрадях диктант с точкой. (В целях экономии времени урока можно записывать не словосочетания, а только слова с данной орфограммой) Пр*грустный взгляд, пр*смешная рожица, пр*забавный пень, пр*спелые фрукты, Пр*вкусные овощи.-- Жеребенок пр*скакал, поезд пр*шел, машина пр*ехала. Пионеры пр*грелись у костра, пассажир пр*сел, бабушка пр*задумалась, девушка пр*легла Девочка пр*слонилась, плакат пр*крепили, пр*клеили вывески 3) Постановка учебной задачи. (Приложение 2) САМООЦЕНКА Разместить разрезные карточки со значениями приставок -пре и- при на магнитной доске 2. Операционно-исполнительский этап.(30 мин) 1) Продолжение работы с рисунками – сгруппировать слова (Приложение 3) под карточками со значениями приставок Дифференцированный подход к распределению данных слов позволит учителю создать ситуацию успеха для каждого ученика. САМООЦЕНКА 2) Проговорить значение приставок САМООЦЕНКА 3) Работа у доски Белый, бледный, вредный, высокий, гнусный, гадкий, милый, отличный, странный, противный, добрый—напишите о себе, используя прилагательные-эпитеты 4) тест (Приложение 4) 3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.) 1) Обобщение знаний. - Какую задачу ставили на уроке? - Сколько значений имеет приставка -при-? -пре? - Пересказ содержания урока вслух один из учеников из группы. САМООЦЕНКА 2) Домашнее задание:
3) Выставление в журнал среднеарифметической оценки за урок каждому обучающемуся. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |