Преподавание русского языка
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Роль причастий в художественном тексте"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2179
Аникина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы; заместитель директора по УВР Тема урока: «Роль причастий в художественном тексте» Цели урока: образовательные: - повторить основные признаки причастий, их отличия от других частей речи; - повторить сведения о тексте; - показать роль причастий и имен прилагательных в художественном тексте; - повторить основные правила орфографии и пунктуации; развивающие: - продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями русских поэтов и писателей о природе, произведениями искусства; - продолжить pa6оту - над развитием речи учащихся через создание ими собственных речевых произведений, монологических ответов; - над пополнением лексического словаря учащихся, - над формированием образного мышления; воспитательные: - воспитывать чувство гордости за родной язык, чувство восхищения прекрасным словом писателя, классической музыкой, произведениями живописи. Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Осень» (Приложение 1); ПК; фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень»); кленовые листья; рабочие тетради учащихся; «Толковый словарь» Ожегова и Шведовой. Примечание: при отсутствии ПК и мультимедийной установки - раздаточный материал: фрагменты текста К. Паустовского; строки русских поэтов об осенней листве; запись на доске (фрагмент текста К. Паустовского с пропусками орфограмм и знаков препинания); репродукции картин об осени, фотографии на осеннюю тему. Ход урока Этап урока | Действия и слова учителя | Время | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит большая, но очень интересная работа. | 10 сек. | Определение целей и задач урока | - Мы продолжим разговор о причастии, вспомним все ранее изученное об этой части речи, пона6людаем, какую роль играют причастия в речи, поработаем с текстом. | 15 сек. | Проверка домашнего задания | - Начнем же урок мы с проверки домашнего задания. Я просила вас подобрать как можно больше выражений (в том числе и из художественной литературы), с помощью которых можно описать внешний вид, характер кленового листа. Почему именно кленового? На мой взгляд, это самый необычный изо всех листьев: и по форме, и по окраске. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. - Спасибо. Вы сумели подобрать яркие, интересные эпитеты, прилагательные и причастия, замечательные выражения. Ответьте, пожалуйста, в чем основное различие между именами прилагательными и причастиями? - Признак предмета по действию ... значит, наши листочки действуют, живут ... | 6 мин. | Работа с текстом | Давайте познакомимся с одним кленовым листком поближе. (Учитель читает текст.) «Бывают ночи, когда безветрие стоит над лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с околицы. Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, клен под забором и куст настурции на клумбе. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест листа, который падал, - звук, который напоминает шепот. Ночь стояла над землей. Часто осенью я пристально следил за листьями, которые опадают, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю». (По К. Паустовскому) - Что вы можете сказать? - Каково впечатление от услышанного? - Каким вы представили себе этот листок? - Вы услышали шелест падающего листа? Что помогло вам услышать его? - Есть ли в тексте не знакомые вам слова? (В случае положительного ответа - работа с «Толковым словарем» Ожегова и Шведовой) - Спасибо. А теперь я попрошу вас прикрыть глаза и послушать. (На фоне музыки (фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень») звучит отрывок из произведения К. Паустовского, дополненный прилагательными и причастиями) (Учитель читает текст. В момент чтения выпускает из рук кленовые листья, будто они падают, оторвавшись от ветки) «Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыxaл шелест падающего листа - неясный звук, напоминающий детский шепот. Ночь стояла над землей. Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю». (По К. Паустовскому) - Что изменилось в вашем восприятии? - А почему появилось новое видение? Какие детали помогли лучше увидеть, представить листок? - Докажите, что именно причастия появились в тексте и сделали его полнее, красивее, ярче. | 12 мин. | Работа в тетрадях | - А теперь я попрошу вас записать в тетради число, тему урока и переписать фрагмент текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания: (Примечание: текст проецируется на экран через мультимедийный проектор. В случае его отсутствия может быть записан на доске или выдан учащимся в качестве раздаточного материала) Я (по)см..трел на клен и увидел как ост…рожно и медле(н,нн)о отд..лился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгновение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим н..гам, чуть ш..лестя и к..чаясь. (В)первые я услыхал шелест падающ.. листа - (не)ясный звук напоминаю.. детский ш..пот. (После выполнения задания учащимися проводится фронтальный опрос: объяснить орфограммы, постановку знаков препинания; найти причастие и причастный оборот. Подумать, какую роль они выполняют в тексте.) | 10 мин. | Слово учителя | - В XIX веке А.С. Пушкин писал: «Причастия: ...обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» . - О какой особенности причастия говорится в этом высказывании? - Вы совершенно верно подметили, что причастия помогают сделать речь живее, красивее, образнее, ярче. | 2-3 мин. | Творческая работа | - Сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать писателями или поэтами - кому что ближе. «История кленового листа» - сочинение-миниатюру с таким названием вам предстоит написать. Не забудьте использовать в работе те выражения, которые вы подбирали дома, описывая кленовый лист. - Давайте подумаем, как начать вашу работу? - О чем бы вы хотели рассказать? -Где и когда вы услышали эту историю? Может быть, гуляя по парку и прислушиваясь к шелесту листвы под ногами? А может быть, набежавший ветерок прошелестел ее вам? - А каким характером вы наделили бы ваш листочек? Может быть, это путешественник, и ему просто не сидится на родной ветке? Он стремится быстрее оторваться и, усевшись на спину свежему ветерку, облететь как можно больше городов, а может быть, даже стран, и увидеть много нового и интересного? - А может быть, ему пришлось оторваться от своей ветки, потому что он остался совершенно один и ему стало грустно и одиноко? -А может быть, он увидел, что в дождевой луже тонет-барахтается маленький жучок, и поспешил ему на помощь? - Надеюсь, что вам в работе помогут строки русских поэтов об осени и о листве. (Под музыку (фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень») демонстрируется мультимедийная презентация «Осень» . Некоторые из предложенных поэтических фрагментов учитель зачитывает, обращая внимание на изобразительные средства языка). (Примечание: в случае отсутствия мультимедийного оборудования учащимся предлагается раздаточный материал: листы с отпечатанными строками русских поэтов об осенних листьях; на доске - выставка репродукций картин и фотографий об осени) Учащиеся начинают работать над сочинением-миниатюрой. | 13 мин. | Подведение итогов урока. Домашнее задание | - Наш урок подходит к завершению. Дома вы продолжите работу над сочинением-миниатюрой. Не забывайте использовать имена прилагательные и причастия, помните об их роли в художественном тексте. Спасибо за работу. | 15 сек. |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|