Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Роль причастий в художественном тексте"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Роль причастий в художественном тексте"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2154

Аникина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы; заместитель директора по УВР

Тема урока: «Роль причастий в художественном тексте»

Цели урока:

образовательные:

- повторить основные признаки причастий, их отличия от других частей речи;
- повторить сведения о тексте;
- показать роль причастий и имен прилагательных в художественном тексте;
- повторить основные правила орфографии и пунктуации;

развивающие:

- продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями русских поэтов и писателей о природе, произведениями искусства;
- продолжить pa6оту
- над развитием речи учащихся через создание ими собственных речевых произведений, монологических ответов;
- над пополнением лексического словаря учащихся,
- над формированием образного мышления;

воспитательные

- воспитывать чувство гордости за родной язык,  чувство восхищения прекрасным словом писателя, классической музыкой, произведениями живописи.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Осень» (Приложение 1); ПК; фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень»); кленовые листья; рабочие тетради учащихся; «Толковый словарь» Ожегова и Шведовой.

Примечание: при отсутствии ПК и мультимедийной установки - раздаточный материал: фрагменты  текста К. Паустовского; строки русских поэтов об осенней листве; запись на доске (фрагмент текста К. Паустовского с пропусками орфограмм  и знаков препинания); репродукции картин об осени, фотографии на осеннюю тему.

Ход урока

Этап урока

Действия и слова учителя

Время

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит большая, но очень интересная работа.

10 сек.

Определение целей и задач урока

- Мы продолжим разговор о причастии, вспомним все ранее изученное об этой части речи, пона6людаем, какую роль играют причастия в речи, поработаем с текстом.

15 сек.

Проверка домашнего задания

- Начнем же урок мы с проверки домашнего задания. Я просила вас подобрать как можно больше выражений (в том числе и из художественной литературы), с помощью которых можно описать внешний вид, характер кленового листа. Почему именно кленового? На мой взгляд, это самый необычный изо всех листьев: и по форме, и по окраске.
Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
- Спасибо. Вы сумели подобрать яркие, интересные эпитеты, прилагательные и причастия, замечательные выражения. Ответьте, пожалуйста, в чем основное различие между именами прилагательными и причастиями?
- Признак предмета по действию ... значит, наши листочки действуют, живут ...

6  мин.

Работа с текстом

Давайте познакомимся с одним кленовым листком поближе.
(Учитель читает текст.) 

«Бывают ночи, когда безветрие стоит над лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с околицы.  
Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец,  клен под  забором и куст настурции на клумбе.    

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест листа, который падал, - звук, который напоминает шепот. 

Ночь стояла над землей.    
Часто осенью я пристально следил за листьями, которые опадают, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю».    
(По К. Паустовскому)

 - Что вы можете сказать?    
- Каково впечатление от услышанного?    
- Каким вы представили себе этот листок?    
- Вы услышали шелест падающего листа? Что помогло вам  услышать его?    
- Есть ли в тексте не знакомые вам слова?

(В случае положительного ответа - работа с «Толковым  словарем» Ожегова и Шведовой)    

- Спасибо. А теперь я попрошу вас прикрыть глаза и послушать.    

(На фоне музыки (фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень») звучит отрывок из произведения К.  Паустовского, дополненный прилагательными и причастиями)

(Учитель читает текст. В момент чтения выпускает из рук кленовые листья, будто они падают, оторвавшись от ветки)

«Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.    
Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.    
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно  мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим  ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыxaл шелест падающего листа - неясный звук, напоминающий детский  шепот.    
Ночь стояла над землей.    
Часто осенью я пристально следил за опадающими      листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю».   
(По К. Паустовскому)

- Что изменилось в вашем восприятии?    
- А почему появилось новое видение? Какие детали помогли лучше увидеть, представить листок?    
- Докажите, что именно причастия появились в тексте и сделали его полнее, красивее, ярче.  

12 мин.

Работа в тетрадях

- А теперь я попрошу вас записать в тетради число, тему урока и переписать фрагмент текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания:

(Примечание: текст проецируется на экран через мультимедийный проектор. В случае его отсутствия может быть записан на доске или  выдан учащимся в качестве раздаточного материала)

Я (по)см..трел на клен и увидел как ост…рожно и медле(н,нн)о отд..лился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгновение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим н..гам, чуть ш..лестя и к..чаясь. (В)первые я услыхал шелест падающ.. листа - (не)ясный звук напоминаю.. детский ш..пот.

(После выполнения задания учащимися проводится фронтальный опрос: объяснить орфограммы, постановку знаков препинания; найти причастие и причастный оборот. Подумать, какую роль они выполняют в тексте.)

10 мин.

Слово учителя

- В XIX веке А.С. Пушкин писал: «Причастия: ...обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» .

- О какой особенности причастия говорится в этом высказывании?

- Вы совершенно верно подметили, что причастия помогают сделать речь живее, красивее, образнее, ярче.

2-3 мин.

Творческая работа

- Сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать писателями или поэтами - кому что ближе.
«История кленового листа» - сочинение-миниатюру с таким названием вам предстоит написать. Не забудьте использовать в работе те выражения, которые вы подбирали дома, описывая кленовый лист.

- Давайте подумаем, как начать вашу работу?

- О чем бы вы хотели рассказать?

-Где и когда вы услышали эту историю? Может быть, гуляя по парку и прислушиваясь к шелесту листвы под ногами? А может быть, набежавший ветерок прошелестел ее вам?

- А каким характером вы наделили бы ваш листочек? Может быть, это путешественник, и ему просто не сидится на родной ветке? Он стремится быстрее оторваться и, усевшись на спину свежему ветерку, облететь как можно больше городов, а может быть, даже стран, и увидеть много нового и интересного? 

- А может быть, ему пришлось оторваться от своей ветки, потому что он остался совершенно один и ему стало грустно и одиноко?
-А может быть, он увидел, что в дождевой луже тонет-барахтается маленький жучок, и поспешил ему на помощь?
- Надеюсь, что вам в работе помогут строки русских поэтов об осени и о листве.

(Под музыку (фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень») демонстрируется мультимедийная презентация «Осень» . Некоторые из предложенных поэтических фрагментов учитель зачитывает, обращая внимание на изобразительные средства языка).

(Примечание: в случае отсутствия мультимедийного оборудования учащимся предлагается раздаточный материал: листы с отпечатанными строками русских поэтов об осенних листьях; на доске - выставка репродукций картин и фотографий об осени)

Учащиеся начинают работать над сочинением-миниатюрой.

13 мин.

Подведение итогов урока. Домашнее задание

- Наш урок подходит к завершению. Дома вы продолжите работу над сочинением-миниатюрой. Не забывайте использовать имена прилагательные и причастия, помните об их роли в художественном тексте.
Спасибо за работу.

15 сек.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21