Преподавание русского языка Повторение по теме "Имя прилагательное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1202 Медведева Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний. Главная дидактическая цель - обобщить и систематизировать изученный материал в разделе "Имя прилагательное". Обучающая цель - совершенствование умения морфологического разбора, формирование умения "видеть" прилагательные и определять их роль в тексте. Развивающая цель - способствовать развитию умения сравнения, анализа, синтеза. Воспитывающие цели:
Наглядность:
Раздаточный материал: стихи О.Берггольц и Ю.Воронова (слайд № 3); листы, обобщающие теоретический материал по теме "Имя прилагательное" (слайд № 1), и листы контроля знаний, умений, навыков (слайд № 2). ТСО: кодоскоп, мультимедиа проектор, ноутбук. Оформление доски - на доске записаны задания для учащихся 1, 2 и 3 ряда. Содержание урока 1 этап - согласование целей субъектов деятельности. Исходя из темы урока, учащиеся формулируют цели. 2 этап - повторение теоретического материала. Дидактическая задача этапа - систематизировать теоретические знания о прилагательном, сопоставить первоначальные знания с приобретенными на уроках по данной теме.. Учитель: начнем работу с повторения теоретического материала. После вводных уроков по теме "Имя прилагательное" вы заполняли листы (слайд № 1), в которые записали все, что знали об этой части речи. Прочитайте, пожалуйста, какие сведения о прилагательном вам были известны на тот момент. Опрос 1учащегося. Неполный ответ дополняется одноклассниками. Учитель: сейчас попрошу вас воспроизвести на листах (слайд № 1) материал, с которым вы познакомились на уроках по теме "Имя прилагательное"; затем поменяться с партнером работами, прокомментировать ошибки и недочеты, допущенные им. В это же время пара учащихся на магнитной доске делит морфологические признаки, указанные на карточках ( время, число, спряжение, род, степень сравнения, падеж, разряд, склонение) на характерные для прилагательных и нехарактерные. Методы обучения на 2 этапе - репродуктивный и объяснительно-иллюстративный. Приемы: обобщенная характеристика части речи, сопоставление первоначальных знаний с приобретенными. Формы организации деятельности учащихся - фронтальная, в паре. Оценка результатов - самопроверка и взаимопроверка. Учащиеся оценивают свои знания в индивидуальном листе контроля ЗУН в графе "Теория" (слайд № 2) / "отличное", "хорошее", "удовлетворительное", "неглубокое"/ Отвечающие ученики получают жетоны (на уроках действует накопительная система ответов). 3 этап урока - применение теоретического материала на практике. Дидактическая задача: подвести учащихся к морфологическому разбору прилагательных как средству обобщения и систематизации изученного. Подготовка к самостоятельной работе. Учитель: итак, мы повторили теоретический материал, предлагаю вам применить знания на практике. Прием деятельности учащихся - работа со стихотворными текстами О.Берггольц и Ю.Воронова (слайд№3) Метод - эвристический. Форма учебной деятельности - работа в паре. Тексты дифференцированно распределены по рядам. Ученики читают стихотворения про себя, затем вслух, одновременно просматривая слайды № 4-7 с изображением блокадного Ленинграда, определяют тему, тип речи, роль прилагательных. Учитель: какова общая тема текстов? Почему они расположены в такой последовательности? Сделайте вывод: какому событию посвящен наш урок (снятию блокады в Ленинграде 27 января 1944 года). Далее ученики выполняют письменную работу. Задания также распределены по рядам, примеры взяты из текстов. Трое учащихся работают самостоятельно на доске. Задание для учащихся 1 ряда: указать морфологические признаки качественного и относительного прилагательных: нарядный (он) и на детских (санках). Задание для учащихся 2 ряда: определить синтаксическую роль прилагательных в предложениях. 1.
2. Он розоватый, праздничный, нарядный. Устно определить: какую функцию выполняют прилагательные в 1 предложении. Обратить внимание учащихся в целях пропедевтики на слова умерших и больных, перешедшие из одной части речи в другую. Задание для учащихся 3 ряда: прокомментировать орфограммы прилагательных.
На работу отводится 10-15 минут. Проверка отвечающих у доски производится со стороны учащихся и учителя. За работу у доски ученики выставляют отметку в лист индивидуального контроля. Одновременно учащиеся на местах производят самопроверку, записывают в тетради задания другого ряда. Совместная работа взаимооценивается в графе "Работа в паре или группе" (лист контроля): "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "не работал". Подведение итога 2 и 3 этапов урока. Учитель: давайте подведем итог проделанной работы. Какие сведения о прилагательном мы с вами повторили? (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль). Какой разбор вбирает в себя все признаки данной части речи? (Морфологический разбор). Действительно, морфологический разбор служит средством обобщения и систематизации изученного по теме "Имя прилагательное". Давайте обратим внимание на порядок морфологического разбора данной части речи (работа с наглядным пособием). И логическим завершением практической деятельности на уроке является самостоятельная работа. Вам предлагается морфологический разбор одного из прилагательных. Соизмерьте свои силы и выберите то прилагательное, с разбором которого вы справитесь.
На работу отводится 10 минут. Одному из учащихся предлагается выполнить разбор прилагательного 3-го уровня сложности на прозрачной пленке с целью его проверки посредством кодоскопа. В лист контроля в графу "Самостоятельная работа" ученики вносят запись "справился" или "не справился". 4 этап. Дифференцированное домашнее задание. Три уровня сложности: 1.Составить словарный диктант (15 слов) на тему "Блокадный Ленинград" из прилагательных с орфограммами данной части речи. 2.Составить 6-7 предложений на тему "Блокадный Ленинград". 3.Составить текст из 6-7 предложений на тему "Блокадный Ленинград". Для всех учащихся: произвести морфологический разбор 1 прилагательного. Комментирование домашнего задания. 5 этап. Подведение итога урока. Рефлексия. Учитель: достигли мы целей, поставленных в начале урока? Обменяйтесь своими впечатлениями от урока. Кто желает их озвучить? Какую бы оценку вы дали себе за работу? ("Отлично", "хорошо", "справился", "не весь материал усвоил" и т.д.) /С помощью поднятия руки выявить уровень подготовленности учащихся/. Если вам понравился материал, над которым вы работали, если вы чувствовали себя комфортно на уроке, прикрепите себе на ворот пиджака значок - солнце, символ радости, тепла и мира на Земле. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |