Преподавание литературы Конкурс-игра "М.В. Ломоносов – великий сын России"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1044 Стецкая Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о М.В.Ломоносове, его научных достижениях. Задачи:
Оборудование:
Игра ориентирована на учащихся 10-11 классов. Продолжительность игры составляет 45-60 минут. Участники игры – 2 команды, формируются по желанию учащихся. Ход игрыI. Вступление к игре.(Звучит музыка.) Сценка. Чтец: Пришел Мишенька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало. Мишенька Ломоносов: Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных. Дед: А ты попросись, может, тебя в пасынки примут. Мишенька Ломоносов: Хорошо. Дед: А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками. Бабка Матрена: Вот так разошелся у нас дедушко! Дед: А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны... Эва, сравнил, – дуду с воеводой. Мишенька Ломоносов: А ломаный нос хорошо ли?! Бабка Матрена: А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. Мишенька Ломоносов: А полуостровы как называются? Бабка Матрена: Нельмин Нос, Канин Нос! Дед: А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник – есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная. Бабка Матрена: Будя ужо, развоевался Аника-воин. Внук с улицы пришел, угостить надо чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь. Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ! Учитель: Навсегда запомнились Михаилу Ломоносову слова деда и бабки, и куда бы судьба его не кидала, высоко нес он фамилию – ЛОМОНОСОВ. А дорога будущего ученого была терниста и трудна, часто она требовала чудеса стойкости и упорства. Когда отец Василий Дорофеевич, крестьянин, поморский рыбак, отказался отпустить его учиться, он почти пешком, с тремя рублями отправился в Москву. Выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами. Ребята, сегодня мы проводим игру – конкурс «М.В.Ломоносов – великий сын России». Сегодняшнее мероприятие – итоговое. На уроках и классных часах вы уже обращались к его жизни и научным открытиям. Но сколько мы бы ни говорили об этом гениальном человеке, тайна его личности так и не раскрыта наукой до сих пор. Так, может быть, стоит пристальнее вглядеться в эту личность и попробовать отгадать его великую тайну. Фрагменты из фильма «Михайло Ломоносов». Стихотворение С.И. Стромилова читает ученик:
II. Интеллектуальная игра – конкурс «М.В.Ломоносов – великий сын России».Учитель: В нашей игре принимают участие две команды – команда 10 и 11 классов. Выбрано жюри в составе 3 человек (представить жюри). Команды должны показать знание жизни и достижений нашего великого гения – М.В.Ломоносова. Наша игра состоит из четырех конкурсов, но прежде чем начать конкурс, команды выбирают капитанов, придумывают название и девиз. Представление команд. Конкурс I "Врата учёности".Задание 1. Напишите в цепочку на карте (карту продолжить) названия и даты тех населенных пунктов, где в разные годы жил и учился Ломоносов (3 мин.). Карты раздать командам. (Начисляется 1 балл за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов в этом конкурсе – 7.) Ответы: Холмогоры – Москва – Санкт-Петербург – Киев – Марбург – Фрейберг – Гаага – Роттердам. Задание 2. Отгадайте, что лежит в черном ящике? В академии широко применялось наказание "каркулюсом". Смысл этой "педагогической" меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его "наградить" позорным знаком. Ответ: бумажный свиток ("каркулюс"). (Максимальный балл – 2.) Сценка (Елизавета и Ломоносов) . (На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.) Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду. (Ломоносов кланяется.) Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна! Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись. (Ломоносов садится.) Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра... Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо... Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей. Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна. Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь. (Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.) Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, всё, получилось. (Откладывает листы в сторону, читает.) Ломоносов:
Конкурс II "Он зрил сквозь целые столетья".Задание 1. Известно, что Михаил Васильевич Ломоносов совершил научные открытия в разных областях. Перечислите области и те научные открытия, которые были совершены нашим гениальным ученым. На парте схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного. Перечислить. Прокомментировать (какие открытия сделал, какие идеи выдвинул). Каждый верный ответ (научные направления оценивается в 1 балл, каждый комментарий 2 балла). Правильные ответы. Физика:
Астрономия:
Химия:
Геология и минералогия:
География:
Литература и языкознание:
Изобразительное искусство:
Задание 2. Угадать, что лежит в чёрном ящике? Это предмет, из которого Ломоносов делал мозаику. (Цветные стёкла – смальты.) Задание 3. Составление мозаичных полотен. Учитель: В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина. Задание. Соберите из кусочков репродукцию одной из мозаик Ломоносова. (Максимальная оценка – 5 баллов, время на выполнение задания – 3 минуты.) Команды демонстрируют получившиеся репродукции. Фрагмент фильма о мозаике. Конкурс III "Блиц".«Неизвестное об известном. Необычное в обычном. Невероятное в очевидном.» Вопросы этого конкурса и шуточные, и серьёзные, но все они связаны с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова. (1 балл за правильный ответ.)
Задание. О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве".
(1 балл за правильный ответ.) Конкурс IV. Турнир красноречия.Задание 1. Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда. Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения "техники" ораторского искусства. Речь красит не пустое "извитие словес", а глубина, важность её содержания". Чтение с листа. Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния". (Максимальное количество баллов – 3.) Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния.
1743 Задание 2. Произнести "речь" на тему: "Что меня поразило в личности М.В.Ломоносова?" Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорит. (Максимальное количество баллов 5.) III. Подведение итогов.Заключительное слово жюри. Награждение. Отзывы учащихся о проведенном конкурсе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |