Преподавание русского языка "Топонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1170 Герасимова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская практика – один из самых эффективных. В современной дидактике под исследовательской деятельностью школьников понимается “деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением”.[1] Психологи отмечают, что умственная деятельность учёного, делающего открытие, и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей сути. В организации исследовательской работы по русскому языку особо хотелось бы выделить направления лингвистического краеведения: диалектологию и ономастику. Исследования по ономастике, способствуя разгадке тайн прошлого, дают ценный материал для выяснения целого ряда вопросов истории языка и самого народа. Интерес к изучению местного ономастического материала возник не случайно: в системе предпрофильной подготовки учащимся 8 класса я читала элективный курс, разработанный Л. И. Луговой “Имена собственные как памятники истории, культуры и языков народов Северного Кавказа”. Сначала решением сложных ономастических проблем, связанных с наименованиями географических объектов Ставропольского края и в частности села Северного, занялась я, а затем в исследовательскую работу включились и дети. Начав исследование в 8 классе, учащиеся почувствовали необходимость продолжить работу и далее, так как окунулись в “неистощимую сокровищницу всего духовного бытия человеческого”.[4] Реализация исследования потребовала привлечения метода учебного проекта как способа организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующего “формирование познавательных навыков школьников, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления”.[5] Так появился проект девятиклассников “Для всего, что существует в природе, есть великое множество хороших слов и названий” (К. Г. Паустовский). Почему к работе над проектом были приглашены учащиеся 9-х классов? Потому что девятиклассники обладают некоторой лингвистической подготовкой: изучены фонетика, лексика, словообразование, морфология, есть навыки исследовательской работы. Предстоит сдавать экзамен по русскому языку (устно), а исследование может определиться в экзаменационный реферат. К сожалению, в учебной программе по русскому языку катастрофически малое количество часов отводится на изучение лексики, поэтому проект задумывался как повторение и систематизация ранее изученного материала и в первую очередь регионального. Однако мы соприкоснулись с уникальным ономастическим массивом, и работа была продолжена в течение всего учебного года. Учащиеся искали ответ на основополагающий вопрос: почему мир не может быть безымянным? Он же в свою очередь поставил перед ними ряд проблемных вопросов:
Приступив к реализации проекта, девятиклассники в сотрудничестве с учителями истории, библиотекарями, архивариусами, музейными работниками изучили историю строительства Азово-Моздокской оборонительной линии, вторичного заселения Кавказа, совместно с учителем русского языка совершили лингвистические и фольклорные экспедиции, изучили теоретический материал по исследуемой теме, провели социолингвистические опросы, составили картотеку топонимии села по состоянию на 50-е гг. XX века, совместно с учителем географии составили карту-схему окрестностей села Северного (Приложение 1). Особый интерес вызвало исследование топонимов села Северного, потому что каждый учащийся, познакомившийся с региональной ономастикой, становится сопричастным к жизни родного края, входит в его историю, представляет собой его будущее. Краеведческая исследовательская работа учащихся позволяет реально мотивировать их деятельность, так как дети получают видимый и значимый продукт своего труда. Исследовательская работа позволила осуществить частичный анализ ономастикона исследуемого географического объекта, что предполагает использование описательного метода (приёмы наблюдения, обобщения, интерпретации), социолингвистических методов анкетирования и опроса, исторического и формантного методов. Выявление семасиологических и ономасиологических характеристик топонимов позволило классифицировать их по разрядам (годонимы, оронимы, дромонимы, гидрогимы, дримонимы), определить структурно-семантические разновидности топооснов, выяснить социолингвистическую функцию, мотивирующую название географического объекта. Комплексный анализ микротопонимов показал, что топонимика Северного формировалась под влиянием определённых экстралингвистических факторов: географических, этнокультурных, исторических. Лексико-семантический анализ основных этнолингвистических пластов села позволил выделить значительные группы микротопонимов, представленные в диаграмме. (Приложение 2). Чаще всего название объекта реализует ассоциативные связи: Гром, Лысая гора, Чумная гора, Чёрные земли, Хлюпка, Стрелочка; вторая многочисленная группа микротопонимов указывает на связь с фамилиями или уличными прозвищами жителей – антропонимические топонимы: Лобков родник, Аксёновка, Масленников бугор, Орлова гора, Глушков лес; третья группа собственным наименованием подчёркивает характерный признак местности: гора Главная, озеро Солёное, Солонцы, Терновка, Бузиновка; четвёртая группа микротопонимов отражает особенности рельефа, географического положения объекта: Кобловое (яма), Ближний яр, Крутой ярок, Дальний яр; самой немногочисленной оказалась группа топонимов, названия которых отражают историю заселения местности или частную жизнь селян: Попова балка, Казачья балка, Станица, Мужики, Запановка. Говоря о словообразовании микротопонимов, следует отметить субстантивирование наименований как один из часто применимых способов образования названия (Главная, Кругленький лес, Широкая долина, Сухой ярок). Указывая на способы словообразования микротопонимов, Суперанская А. В. вводит два понятия: топооснова и топоформант.[7] Если к образованию микротопонимов подходить с теми же критериями, что и анализу обычных слов, то можно выделить в их составе приставку, корень, суффикс и окончание. Так как микротопонимы образуют “в большинстве случаев географические названия – особый, отличный от других языковых слоев элемент”,[6] следовательно, мы говорим об образовании топонимов при помощи топоформанта, чаще суффиксов (-к-: Гремучка, Аксёновка, Литвинка; -ск-: Поповская, Егерьский, Калиновский, Чечёрский, -н-: Крайний, Пыльное; -ов-: Кобловое). Иногда форманты сливаясь вместе (иногда несколько суффиксов и окончание), участвуют лишь в одном словообразовательном акте: -овка-: Бузиновка, -инка-: Холстинка, -онцы-: Солонцы. Применение исторического метода позволило проследить эволюцию ставропольских топонимов и соотнести их с конкретными периодами истории региона. Рассматривая географические наименования, мы получаем возможность определить следы пребывания разных народов и племен, живших на данной территории раньше. Проследив этимологию топонима Калаус, замечаем, что топооснова “кала” - “город” заимствована из тюркского языка. Приходим к выводу, что, анализируя топонимы, филолог пользуется языками народов, проживающих на данной территории. Каких именно – на это ему указывает историк. Таким образом, топонимика в тесной связи с историей. Топонимист обречён действовать в рамках вероятностной логики, между истиной и ложью. Его этимологии носят лишь гипотетический характер; в максимальной степени они могут соотноситься с действительностью благодаря использованию смежных научных дисциплин. В оценке исследований учащихся мы отошли от традиционной школьной системы оценивания, кроме экзаменационных рефератов. Критериями оценки служили активность учащегося в исследовании, привлечение местного материала, опросы, встречи со старожилами, умение аргументировать необходимость данной работы, вовлечение в неё учащихся других классов. Изучение топонимики в школе – это всегда промежуточный результат, так как исследование старшеклассника может быть реализовано в качестве экзаменационного реферата по русскому языку (устно). Реализация данного проекта воплощена в рефератах школьников (“Отражение духовной культуры русского народа в топонимах Ставропольского края”, “Топонимика – книга истории человеческой”), буклете “Каким образом Золотая Орда с нами и по сей день?”, альбоме “Их именами названы улицы”, маршрутах заочных экскурсий “Пройду по…”, “Если ехать Вам случится…”, презентациях “Топонимика – книга истории человеческой”, “Современная топонимика села Северного”, фотоэкспозиции, представленной в школьном музее “Село моё, ты капелька России”, web-сайте “Северное – уголок России”. Эти работы были представлены на заседании научного школьного общества, на конференции “Юность. Наука. Культура”, на лингвистической конференции к Дням славянской письменности, на внеклассных мероприятиях, посвящённых 230-летию села Северного. Данный материал может быть использован на уроках регионоведения по русскому языку, на спецкурсах по регионоведению, в кружковой работе в школе. Перспективным представляется в дальнейшем более глубокое исследование топонимов в этнокультурном плане. Предварительное анкетирование среди старшеклассников показало, что 81 % не знает, что изучает наука топонимика, 69% имеют нечёткое представление о происхождении топонимов Ставропольского края, 93% интересна история названий Северного и ставропольского края. Монопроект должен получить дальнейшее развитие в виде школьного межпредметного проекта о селе Северном, результатом реализации которого станет участие в конкурсе электронных музеев. Список литературы
Интернет:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |