Преподавание литературы Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1019 Ефремова Дарья Анатольевна, учитель биологии; Любимова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Цель: сформировать знания о морфолого-анатомических особенностях растений степи, леса, водоёма; закрепить знания о тропах, познакомит с пейзажной лирикой поэтов-земляков, выяснить, какие средства художественной изобразительности участвуют в создании поэтического образа. Задачи: - познакомить с разнообразием растительного мира Волгоградской области; жизненными формами и экологическими группами разных сообществ; особенностями этих растений; видами степных, водных, лесных растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области; проанализировать поэтические тексты поэтов-земляков, выявить в них эпитеты, сравнения и олицетворения. - развитие познавательного интереса в процессе самостоятельного приобретения знаний; формирование опыта работы с информацией, опыта анализировать информационный материал, опыта публично защищать результаты своей творческой деятельности; развитие навыков выразительного чтения. - воспитывать любовь к родному краю посредством знакомства со стихотворениями поэтов-земляков. Обучающие должны знать: основные виды растений леса, степи, водоемов родного края; их особенности в связи с условиями произрастания; стихотворения поэтов-земляков. уметь: приводить примеры растений разных сообществ, называть их жизненные формы и экологические группы; узнавать в природе и по рисункам растения разных сообществ, определять их жизненные формы; выразительно читать поэтический текст, находить в текстах эпитеты, сравнения, олицетворения, определять их роль в создании поэтического образа. Тип урока: урок формирования новых знаний и умений. Вид урока: урок - информационный проект. Ход урока 1. Ориентировочно-мотивационный этап На фоне показа слайдов (1-19) с изображением природы учитель литературы читает стихотворение местной поэтессы Галины Пономаревой “Пойте, соловьи”.
Учитель литературы: Мы любим отчий край, мы восхищаемся его красотой, а вот высказать эту любовь, выразить своё восхищение порой нелегко. Поэты – это люди, которые не только видят ярче, чувствуют глубже, но и владеют средством, помогающим высказать точнее, донести до слушателя, читателя свои ощущения. Поэтическая речь - это особый язык. Наша с вами задача не только насладиться красотой родного края и родного слова, но и понять, как поэтам удаётся создать в нашем воображении чудесные пейзажи, повлиять на наши чувства. Обратимся ещё раз на сегодняшнем уроке к трем тропам – эпитету, олицетворению и сравнению. И проследим, как вплетаются они в ткань стихотворения, создавая яркую и радостную картину жизни природы. Учитель биологии: хотели бы вы сейчас побывать на природе? Тогда давайте организуем виртуальную экспедицию, в ходе которой совершим путешествие в степь, лес, на водоемы нашей области. Учитель литературы: а спутником, конечно будет поэзия, поэтому сегодня у нас интегрированный урок краеведения и литературы, тема которого “Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков”. (Слайд 20) Учитель биологии: Любая экспедиция организуется не просто так, а имеет какую-то цель. Цель нашей экспедиции - изучить растительный мир разных сообществ нашей области. Учитель литературы: Научиться находить в стихотворном тексте 3 тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения. Учитель биологии: А чтобы добиться этой цели, ребята как вы думаете, что нам нужно будет сделать? Подведение обучающихся к постановке задач путем задавания наводящих вопросов: - Одинаковые ли растения растут в лесу, в степи, на водоемах? Где можно встретить кувшинку? (Только на водоеме, но не в лесу , и не в степи). Поэтому нам необходимо во время экспедиции выяснить, какие растения растут в лесу, в степи, на водоемах. (На доске крепиться лист, на котором записано “Изучить виды растений степи, леса, луга”) - А по внешнему виду все растения одинаковы? (Ответ: по внешнему виду - деревья кустарники, травянистые растения). Крепиться на доску лист “Научиться определять жизненные формы растений”. - А растения леса, степи, водоема растут в одинаковых экологических условиях? После обсуждения сформулирована еще 1 задача (крепиться на доску лист “Научиться определять экологическую группу”). - Если растения произрастают в разных экологических условиях, то им надо приспосабливаться к тем условиям, в которых они живут. После обсуждения крепиться на доску лист “Определять приспособления растений к условиям произрастания”. Учитель литературы: а как литераторам нам необходимо научиться находить средства выразительности в текстах стихотворений. Учитель биологии: Совершим мы нашу экспедицию следующим образом. Каждая группа будет работать только в 1 сообществе (1 группа - степь, 2 – лес, 3 - водоем). Для каждой группы на столах материал. Результатом нашей экспедиции станет заполнение дневника экспедиции (слайд 21) . Также в каждой группе выбирается координатор, который помогает распределить задания в группе, отвечает за качество выполненной работы, поможет выставить оценки членам своей группы, исходя из их активности при выполнении общего задания. 2. Этап формирования нового знания. Работы в группах. (Задания в приложении) Выступление групп (отслеживание результатов достижения задач, заполнение таблицы). 3. Рефлексивно-оценочная деятельность. ( Беседа об охране растительного мира). Учитель биологии: Сегодня мы познакомились с разнообразием растительного мира нашей области. (Беседа о ценности растений на Земле). Но, к сожалению есть виды растений нашей области, находящиеся под угрозой исчезновения. (Слайды 22-25) Что вы, как шестиклассники посильного можете сделать, чтобы сохранить растения нашей области? После беседы, показ слайда 26-27. А теперь проверим, насколько вы были внимательны во время экспедиции. Показ слайдов (28-34) с изображением растений (необходимо определить природное сообщество в котором оно растет, жизненную форму). Учитель литературы раздает тексты, в которых нужно определить средства выразительности. В конце нашего урока нам бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. (Слайд 35) Домашнее задание: подобрать стихотворение о растениях, определить тип сообщества, в котором произрастает растение, его жизненную форму, экологическую группу. ПриложениеЗадание для 1 группыНеобходимо выяснить, какие растения произрастают в степи Волгоградской области. 1. Прочитайте статью о степи. Найдите в ней определение степи, типы степей в Волгоградской области. (Подчеркните эту информацию карандашом) 2. Рассмотрите рисунки с изображениями растений степи. Выпишите их названия во вторую колонку таблицы. 3. Определите жизненные формы растений, изображенных на рисунке (деревья, кустарники или травы). Результат занесите в таблицу. 4. Рассмотрите схему “Экологические группы растений степи”. Выпишите названия экологических групп в таблицу. 5. Найдите информацию о приспособлениях растений к жизни в степи. Коротко запишите информацию в таблицу. 6. Прочитать стихотворение поэта-земляка (о растениях степи). Найти в тексте средства художественной выразительности. 7. Подготовьте выступление по теме “Растения степи”, использую данные таблицы: - дайте определение степи. Назовите типы степей. - перечислите названия растений степи. Покажите рисунки. - назовите жизненные формы и экологические группы растений степи. - зачитайте информацию о приспособлениях растений к жизни в степи. - выразительно прочитать стихотворение, перечислить средства выразительности, которые использовал поэт. Задание для 2 группыНеобходимо выяснить, какие растения произрастают в лесах Волгоградской области. 1. Прочитайте статью о лесе. Найдите в ней определение леса , типы лесов в Волгоградской области. (Подчеркните эту информацию карандашом). 2. Рассмотрите рисунки с изображениями растений леса. Выпишите их названия во вторую колонку таблицы. 3. Определите жизненные формы растений, изображенных на рисунке (деревья, кустарники или травы). Результат занесите в таблицу. 4. Рассмотрите схему “Экологические группы растений леса”. Выпишите название экологических групп в таблицу. 5. Найдите информацию о приспособлениях растений к жизни в лесу. Коротко запишите информацию в таблицу. 6. Прочитать стихотворение поэта-земляка (о растениях леса). Найти в тексте средства художественной выразительности. 7. Подготовьте выступление по теме “Растения леса”, использую данные таблицы: - дайте определение леса. Назовите типы лесов. - перечислите названия растений леса. Покажите рисунки. - назовите жизненные формы и экологические группы растений леса. - зачитайте информацию о приспособлениях растений к жизни в лесу. - выразительно прочитать стихотворение, перечислить средства выразительности, которые использовал поэт. Задание для 3 группыНеобходимо выяснить, какие растения обитают в водоемах Волгоградской области. 1. Рассмотрите рисунки с изображениями растений водоемов. Выпишите их названия во вторую колонку таблицы. 2. Найдите информацию о группах водных растений (околоводные, свободноплавающие, прикрепленные). Соотнесите рисунки с группами. 3. Определите жизненные формы растений, изображенных на рисунке (деревья, кустарники или травы). Результат занесите в таблицу. 4. Рассмотрите схему “Экологические группы растений водоемов”. Выпишите название экологических групп в таблицу. 5. Найдите информацию о приспособлениях растений к жизни в водоемах. Запишите информацию в таблицу. 6. Прочитать стихотворение поэта-земляка (о растениях водоемов). Найти в тексте средства художественной выразительности. 7. Подготовьте выступление по теме “Растения водоемов”, используя данные таблицы: - назовите группы растений водоемов, перечислите названия растений этих групп. Покажите рисунки. - назовите жизненную форму и экологические группы растений водоемов. - зачитайте информацию о приспособлениях растений к жизни в водоемах. - выразительно прочитать стихотворение, перечислить средства выразительности, которые использовал поэт. Для презентации использованы фото растений Д.Е.Матвеева, А.В.Попова (слайды 5-11, 20 -32) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |