Преподавание литературы Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1306 Кочурова Светлана Николаевна, преподаватель русского языка и литературы Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Цели урока: образовательные
развивающие
воспитательные
Тип урока: - комбинированный. Методы работы на уроке:
Формы организации учебной деятельности:
Средства обучения:
Оформление доски:
Форма проведения урока: урок развивающего обучения. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие учащихся, определение отсутствующих. - Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие. Сегодня у нас присутствуют гости. 2. Актуализация опорных знаний. Повторение материала, усвоенного на предыдущих уроках, проводится в форме тестовой работы. ( Смотри приложение 1). ( На доске открывается ключ к тесту и критерии оценок; тест проверяется путём взаимоконтроля - в парах). - Поднимите руки, у кого оценка "5 "? "4 "? Молодцы! У кого "3 " и " 2 " - есть неверные ответы, обратите внимание, какой ответ должен быть верным. - На все ли вопросы можно было ответить? 3. Изучение нового материала методами развивающего обучения. Проблемный вопрос: "Можно ли сказать, что роман Тургенева " Отцы и дети "- это произведение о любви? " 4. Слово учителя. (Преподаватель читает стихотворение Б. Заходера).
- Наверное, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии. Запишите тему урока, проблемный вопрос, на который вы должны будете ответить в конце урока. Целеполагание. - Посмотрите на тему урока. О чём поведём свой разговор? ( Учащиеся отвечают на вопросы). Попробуем ответить на вопросы:
Мотивация. - Для чего нам это нужно? ( Подготовиться к написанию сочинения, ответить на проблемный вопрос и т. д.) - В чём должны на уроке разобраться? ( Что значит любовь в жизни героев.) Актуализация. - Кто главный герой романа? ( Евгений Базаров). - Кто он? (Составляется портретная характеристика: врач, нигилист, молодой человек, проходит испытание любовью, что отрицает?) Учитель: образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни. - Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь). Презентация слова " любовь" (ассоциации). С позволения учащихся зачитываются. - Каково толкование этого слова в словаре? ( Работа со словарём.) - Сколько людей, столько формул любви и счастья. - Что значит для героев Тургенева слово " любовь "? Как автор показывает любовь в жизни героев романа? - Кого автор связал любовными узами? Работа в группах. ( Класс делится на 3 группы. 1 группа рассматривает отношения родителей Базарова как старшего поколения, приводят цитаты; 2 группа рассматривает взаимоотношения Николая Петровича и Маши, Николая Петровича и Фенечки; 3 группа рассматривает взаимоотношения Павла Петровича и княгини Р. и Евгения Базарова и Одинцовой.) - Сделайте выводы, чем была любовь для родителей Базарова, для Н. Кирсанова, как сначала относился Базаров к любви, через месяц? (Учащиеся делают вывод, что Павел Петрович и Базаров - оппоненты в спорах, но есть общее в их любви: страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по- другому посмотреть на мир.) - Почему Одинцова отвергает любовь Базарова? - Почему княгиня Р. отвергает любовь Кирсанова? - Как повлияла любовь к Одинцовой на Базарова? - Можно ли сказать, что это любовь на всю жизнь? Почему? - Не возникает ли у вас мнение, что Тургенев наказал своих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились? (Павел Петрович - "женщины сходили с ума"; Базаров - " великий охотник до женщин"). Учитель: мы рассмотрели все поколения и их отношение к любви. - Что делает с человеком любовь? Общий вывод: любовь окрыляет человека; любовь бывает разной, но без неё человек жить не может. 5. Дискуссия. - Всегда ли повезёт человеку в любви? - Что любовь в нашей жизни? 6. Закрепление. - Отвечаем на проблемный вопрос. Учитель: в качестве итога нашего разговора, выберите слова, которые наиболее соответствуют , на ваш взгляд, теме нашего занятия. ( Работа с эпиграфами). (Смотри приложение 2). - Случайна ли эта тема? (Нет). Учитель: тема любви в творчестве Тургенева не случайна, всех своих героев он испытывает на любовь. Через всю свою жизнь писатель пронёс любовь к Полине Виардо. Индивидуальное выступление учащегося. (Взаимоотношения писателя и певицы). - Любовь была значима и для самого Тургенева. 7. Итог урока. - Посмотрите на тему урока ещё раз. О чём говорили? - Разобрались ли во внутреннем мире героев? - Ответили ли на вопрос: " Что значит любовь в жизни героев "? - Смогли ли мы сегодня ответить на проблемный вопрос? Учитель: подводя итог урока, хочу сказать, что ваша работа мне понравилась, вы сегодня хорошо поработали, но этого мало, чтобы написать сочинение подготовкой, к которому мы займёмся на следующем уроке. 8. Информация о домашнем задании. - " Страница из дневника Базарова " (творческая работа). (Представьте себя на месте Базарова и попробуйте выразить свои чувства в форме дневниковых записей). Оценки за урок, за тестовую работу. Учитель: - Всем спасибо за работу. Пожелание учителя. Чтение стихотворения Александра Ревы.
9. Рефлексия. - Подводя итоги наших прошлых уроков, я собрала сегодня все слова, которыми мы их оценивали. Уходя, пусть каждый из вас поставит значок против того слова, которое отражает ваше сегодняшнее отношение к уроку:
См. приложение 3. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |