Преподавание русского языка Урок в 7-м классе "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2722 Тяпкина Светлана Георгиевна, учитель русского языка Задачи:
Оборудование:
Ход урока I. Чтение и комментирование текста, записанного на доске. (Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А.Чехову) - Каков стиль текста? Ответ обоснуйте. - Кто может назвать, из какого произведения этот отрывок? II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске. - Над какой темой будем сегодня работать на уроке? - Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами. - Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему? (Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи). - А какие части речи мы уже изучили? - Что будет главным сегодня на уроке? (Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ) III..Беседа. - Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково? (Ответы: 1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е; 2) НЕ с глаголами и деепричастиями; 3) НЕ с причастиями; 4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями). IV. Систематизация знаний по теме “НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на- о/е”.
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ё)
ж)
6. Составить предложения со словами и словосочетаниями: не знание; незнание; не большая, а маленькая корзина; небольшая, но ценная посылка; неглубокая, но чистая речка; неглубокий ручеек; двигаться неторопливо; смотреть не весело, а грустно. V. Повторение правила “НЕ с глаголами и деепричастиями”. Вспомните глаголы – исключения и впишите их в кроссворд. (Слова для справок: 1) ненавидеть, 2) негодовать, 3) недоумевать, 4) нездоровится, 5) неистовствовать). Кроссворд “Глаголы - исключения с НЕ” - как пишутся глаголы – исключения? - как пишутся глаголы и деепричастии с НЕ? - образуйте от этих глаголов деепричастия 2. Осложненное списывание (на месте многоточий вставить глаголы с НЕ) 1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден… 2). Дело делать и за себя…, а кричит за всех . 3). Дело лени… 4).Без труда… и рыбки из пруда. 5). После драки кулаками … 6). Кто…, тот… - О чем эти пословицы? Какой общей темой объединены? - Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях? (Ответ: частицей) VI. Повторение правила “НЕ с причастиями”. – Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е с НЕ? (Ответ: причастия с зависимыми словами и причастия в краткой форме пишутся раздельно. В остальном причастия с НЕ пишутся так же, как наречия на о/е, прилагательные и существительные). 2. Игра “Четвертое лишнее” (Какое слово лишнее в каждом ряду?) а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд. б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть. в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок. VII. Работа с карточками для самостоятельной работы. (Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)что похожее я уже видел. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)зачем возвращаться. (Не)откуда ждать помощи. - К каким частям речи относятся выделенные слова? - Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ? (Когда НЕ, а когда НИ в местоимениях?) Подберите к выделенным словам местоимения с предлогами. (не к кому, не у кого, не с чем, не о ком) - Чем является в этом случае НЕ? 3. Диктант с продолжением.(Читается часть предложения; слова, данные в скобках, ученики дописывают самостоятельно). Поздно, а идти (некуда).Домой задали (несколько) упражнений. Мне надеяться (не на кого) Поговорить об этом даже (не с кем) VIII. Сообщение (индивидуальное задание) на тему “С какими частями речи НЕ пишется всегда раздельно?” (Вариант сообщения: НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями, со словами категории состояния (не жаль, не грех, не надо, не раз, не время и др.), с прилагательными со значением цвета, относительными прилагательными, со словами, которые пишутся через дефис, с прилагательным и наречиями в сравнительной степени, с местояниями, кроме неопределенных и отрицательных (не их, не каждый, не я), с числительными.) Объяснительный диктант. (Не)ожиданная встреча; чувствовать (не)домогание; (не)замеченные охотниками следы; (не)растаявший снег на горных склонах; (не)распустившиеся лепестки; (не)созревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не)смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьезно, а легкомысленно; (не)примиримость к (не)достаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении. IX. Вывод. - Чем является НЕ, когда слово пишется слитно? (Приставкой или входит в состав корня). - А когда раздельно? (С частицей) - Что нужно знать об отрицательных и неопределенных местоимениях? (НЕ является приставкой) X. Алгоритм. - Как нужно действовать, когда встречается слово с НЕ? 1) Употребляется слово с НЕ или нет? 2) Определить часть речи. 3) Вспомнить правило. XI. Контроль знаний по теме (карточки контроля). (Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |