Преподавание русского языка Методическая разработка урока по теме: "Светский этикет"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1315 Минаева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель занятия: сформировать представление о светском этикете. Задачи:
Ход урока I. Организационный этап. Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете, а, если быть точнее, о светском этикете. Но давайте сначала вспомним, что нам известно об этом слове. II Подготовка к изучению нового материала. Фронтальная беседа:
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом. III. Изучение нового материала. Эвристическая беседа:
Дополнительный материал для учителя к уроку: Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине. Есть забавная история о происхождении хороших манер: «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди»[2]. Хорошие манеры в данной истории представлены той самой «золотой серединой», принцип которой был важнейшим в культуре античности. Аристотель говорил: «Трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины». «Золотое правило нравственности» существует на протяжении всей истории человечества, при этом в каждый период оно имеет свои особенности. В эпоху античности именно культура речи была одним из наиболее ярких проявлений этикетной культуры человека, подчеркивающей его классовую и культурную принадлежность. Первым руководством по поведению считается составленная в 1204 году испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ней последовали правила поведения для придворных, а позднее для более широких кругов. Cтранами классического этикета принято считать Англию и Францию. Но это справедливо только относительно эпохи, более близкой к нашему времени, т.к. в XV столетии политическая и общественная жизнь, даже высшее общество, были еще далеки от того, что называется этикетом. В Италии наравне с образованностью и изящными искусствами ранее, чем в какой-либо другой стране Европы, начали развиваться и совершенствоваться правила светских приличий, изящные манеры и этикет. Первые пособия о правилах поведения, трактаты, поучающие как себя вести, чего требует от каждого человека учтивость, вежливость, появились в средние века. Требования этикета были столь сложны, что в них знали толк, разбирались во всех тонкостях придворных ритуалов только церемониймейстеры. Воспитанность, культура, аристократизм, учтивость, умение вести себя в обществе – всему этому учили не всех, а только избранных. В XVI-XVII веках этикет стал отличительным признаком светского человека. Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. «Рассказывают, что однажды Людовику XIII необходимо было срочно обсудить с кардиналом Ришелье ряд неотложных дел, и он поспешил в апартаменты кардинала. Но кардинал был очень болен и не смог подняться с постели, чтобы приветствовать короля. Королевское же достоинство и законы этикета не позволяли королю стоя разговаривать с лежавшим перед ним подчиненным. Дела же были чрезвычайно срочные и важные. Поэтому Людовик нашел следующий выход: он лег в постель рядом с Ришелье и – разговор состоялся. При этом законы этикета и честь короля не пострадали»[1]. Существенные особенности этикета XVII века были связаны с религиозной моралью. Законодателем морали была церковь, которая санкционировала, освящала, закрепляла привилегии господствующего сословия, в том числе и через нормы этикета. Тягчайшими грехами человека церковь считала гордыню и порождаемые ей высокомерие, стремление выставить напоказ себя, свои умения, знания, могущество. Под влиянием религиозной морали культивировались нормы учтивости, вежливости, предполагавшие, до определенной степени, смирение и самоуничижение, правда, лишь по отношению к равным себе по сословию. Поэтому придворный этикет в это время не только усложнялся, приобретая сложные и запутанные формы, но и нередко перерастал во многие формы искусства. В культуре все больше утверждался принцип публичности и театрализации жизни. Театр считался «наилучшей школой манер» и универсальным средством общественного воспитания, «позволяющим выработать у молодых людей благозвучное произношение, свободу жеста, благородство походки, внешнюю элегантность и изысканные манеры»[3]. В период царствования Людовика XIII придворные празднества выплескиваются на городские улицы, а горожане начинают допускаться во дворец. Такая публичность зрелищных форм культуры во многом способствовала и проникновению этикетных норм, правил хорошего тона в культуру городского населения, в ту среду, в которой зародились новые, более демократичные формы и стандарты приличий. Существенной особенностью нового времени являлась идея личностного начала человека, его автономности и суверенности. В центре внимания эпохи оказался индивидуальный человек, его личностные качества. Осознание самоценности личности привело к необходимости больше внимания уделять вопросам общественного воспитания, важнейшей составной частью которого был этикет, хорошие манеры. В наставлениях акцентировалось внимание на необходимости различать манеры и манерность, подчеркивался приоритет простоты, культурной естественности поведения над лицемерными, искусственно-подражательскими нравами. Т.о., новым моментом в воспитании приличного человека, джентльмена, было осуждение светского высокомерия и требование вежливости и приветливости в обращении с людьми различных (а не только высших) рангов. XVIII век внес существенные моменты в культуру приличий, он явился веком прагматизма, где критерием деятельности, поступков человека, его личностных качеств выступала их полезность. Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. Эти правила признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Этикет в это время становится средством достижения успеха в частной жизни и бизнесе. Владение правилами хорошего тона было тем средством, которое позволяло занять определенное положение в обществе. В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе,- в первой половине XVIII века. «Домострой» - это энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей XVI-XVII в.в. Формирующиеся светские приличия в этот период истории России очень часто смешивались с существующими религиозными нормами. Реформы, проведенные Петром I, вскоре сказались на быте дворянства, который стал значительно отличаться от быта прежних поколений. В 1717 г. В Санкт-Петербурге вышла книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Особенностью этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к действительности и существовавшим в России нравам. Эта книга, безусловно, сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде дворянства. Этикет приобретает светский, открытый характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Признается ценность внешней красоты, порою в ущерб красоте нравственной, содержательной. Этикет, безусловно, пронизывал все сферы дворянства, регламентируя те или иные формы поведения и деятельности. Но в наибольшей степени правила этикета, конечно, были представлены в общественной жизни аристократов. В эпоху Просвещения в среде интеллигенции вырабатывались свои каноны красивого, приличного, достойного поведения. Для интеллигента главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, в свете, не манеры сами по себе, а нравственное, духовное, личностное начало. Воспитанность является необходимой и одной из важнейших составляющих интеллигенции. Слово «этикет», от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время обрело новый смысл – правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. Если раньше светский этикет был прерогативой высших слоев общества, знатных людей, то сегодня к высшему свету относятся знаменитости кино и шоу-бизнеса, политики и чиновники, т.е. влиятельные люди, конечно же, знатные и богатые. Сразу же следует сделать примечание: так называемые «воры в законе», представители преступной среды не относятся к светскому обществу. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства. Но общество развивается. Меняется форма правления государства, с этикетом знакомятся разные социальные слои общества. И теперь светский этикет очень отличается от светского этикета XVIII века. На сегодняшний день этих правил накопилось огромное количество, запомнить которое невозможно, да это и не надо. Сегодня главное знать те принципы, которые лежат в основе этикета. Главное быть вежливым, учтивым, тактичным человеком. Уметь правильно вести себя при общении с другими людьми. Прежде, чем мы узнаем, что же у нас с вами получилось, давайте запишем основные понятия, с которыми мы встречались в ходе нашей беседы. Ученики записывают понятия в свои тетради. Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества. Общественное мнение – суждение общества о ком-нибудь или о чем-нибудь. Светский этикет – правила и нормы поведения в кругу знатных, знаменитых, влиятельных и/или богатых людей. А теперь обратимся к вашим выполненным работам. Чем же отличается светский этикет прошлого от светского этикета XXI века? Что характерно для светского этикета?
IV. Закрепление полученных знаний. Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить «да» или «нет». После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос. Тест: 1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему? А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы «да» должны быть под номерами: 2, 6, 8, 9, 11, 13, 18, 19; остальные – «нет». За каждое совпадение – 1 балл. (На доске написано: «да»-2, 6, 8, 9, 11, 13, 18, 19; «нет»- остальные.) Подсчитали? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты. 20 баллов – вы великолепный знаток правил этикета! 19-14 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке. 13-8 баллов – необходимо себя воспитывать. Меньше 8 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово «этикет». Рефлексия: 1. А теперь вернёмся к нашему уроку. Вы многое знаете об этикете. Сегодня еще познакомились со светским этикетом. Но чем же все-таки отличается светский этикет, скажем, от речевого этикета? (Два этих понятия очень схожи, но различие я думаю в том, что светский этикет для представителей света, а речевой этикет для всех людей вообще.) 2. Но ведь и светские люди пользуются речевым этикетом. Только используются они по-разному. Как именно? ( Может быть в том, что светские люди общаются по-этикетному всегда, а, мы, все остальные иногда и не соблюдаем речевого этикета.) 3. В. Жириновский тоже не соблюдает правила речевого этикета, но он – представитель светского общества. Почему так получается? (Я думаю потому, что он не соблюдает светский этикет. Он не светский человек, хоть и представитель светского общества.) 4. Какой можно сделать из этого вывод? В чем различие между светским этикетом и речевым этикетом? (Светский человек, общаясь с другими людьми, старается быть идеальным. А в речевом этикете для нас главное, чтобы нашему собеседнику было приятно наше общение.) 5. Вот я говорила о В. Жириновском. Он не соблюдает светский этикет. Было правильно сказано о том, что он только представитель светского общества, но не светский человек. Назовите теперь светских людей, а не представителей светского общества. V. Домашнее задание. Для выполнения домашнего задания вам необходимо разделиться на три группы. Вам предстоит выполнить такое творческое задание. Попытайтесь подготовить к следующему уроку одну из предложенных ситуаций, где представьте себя представителем светского общества. Я предлагаю вам такие ситуации: - вручение премии «ОСКАР» и/или «ТЭФИ»; Да, кстати, желательно, чтобы в ваших работах присутствовал диалог или монолог. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |