Преподавание русского языка Авторский элективный курс "Лингвостилический анализ текста" (программа)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1022 Куренкова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов. Курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ). Может быть включён в систему курсов по анализу текста : 9 класс – “Изобразительно- выразительные средства речи”, 10 класс – “Лингвостилистический анализ текста”, 11 класс – “Филологический анализ текста” или “Комплексный анализ текста”. Адресат: учащиеся 10-11 профильных филологических и лингвистических классов, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста, подготовить к сдаче ЭГЕ по русскому языку, а также курс может быть использован при ИГЗ (индивидуально-групповых занятиях). Цель курса: помочь учащимся в ходе практической работы по лингвостилистическому анализу приобрести лингвистическую и речевую компетенцию для понимания текста как феномена словесного искусства, сформировать навык такого анализа. Задачи курса:
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся
Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с каждым из уровней лингвостилистического анализа проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание анализируемого текста. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив полученные знания. Форма контроля знаний Минимальные требования к зачёту – написание двух лингвостилистических анализов текста по предложенному плану (по одному соответственно на материале прозы и поэзии). Объём работы – 3-4 тетрадные страницы. Критерии оценки: точность и полнота анализа; его самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Перечни художественных текстов для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Занятие 1. Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественных произведений. Текст как объект изучения многих филологических дисциплин. Место лингвостилистического анализа в иерархии уровней анализа художественного текста. Задачи, возможности и уровни лингвостилистического анализа текста. Занятие 2. Этапы лингвостилистического анализа текста (ЛСАТ). См. в приложении или на презентации. Занятие 3. Фонетический уровень структуры текста при ЛСАТ. Звукоподражание, ассонансы, аллитерации, градация ударных звуков. Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте. Анализ фонетических особенностей стихотворений Константина Бальмонта (2-3 по выбору учителя и учеников). Занятие 4. Морфемный и словообразовательный уровни структуры текста при ЛСАТ. Однотипность морфемного состава некоторых слов; повторяемость одной и той же морфемы; употребление слов, в составе которых встречаются морфемы с одним и тем же значением. Случаи авторского словообразования. Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте. Анализ морфемных и словообразовательных особенностей стихотворений М.Цветаевой “Расстояния, вёрсты, мили…” и Вл. Ходасевича “Вечер”. Занятие 5. Лексический и лексико-фразеологический уровни структуры текста при ЛСАТ. Многоаспектность этого уровня структуры текста, его доминирующий характер. Анализ лексики текста с точки зрения происхождения (исконно русская, в т.ч. старославянизмы, и заимствованная - латинизмы, галлицизмы и т.д.);
Однозначность или многозначность лексики текст, актуализация одного из значений многозначного слова, утрата одного и появление другого значения, расширение или сужение первичного значения слов. Употребление слов в переносном значении, тропы (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола). Функциональная значимость и эстетическая функция этих средств в тексте. Анализ лексических средств рассказа В. Шукшина “Дядя Ермолай”. Занятие 6. Морфологический уровень структуры текста при ЛСАТ. Частеречный состав лексики текста, определение ведущих частей речи в тесте. Определение разрядов в рамках одной части речи (конкретные или абстрактные существительные, качественные или относительные прилагательные и т.д.); морфологических форм в переносном значении (например, переносное употребление форм лица, времени, наклонения у глаголов: Будущей зимой я уезжаю). Образование автором таких форм слова, которые не в художественном тексте рассматривались бы как нарушений норм литературного языка (например, Любовь на скрипку нежные ложат). Функциональная значимость и эстетическая функция этих средств в тексте. Сравнительный анализ морфологических средств стихотворений Б.Пастернака “Февраль.Достать чернил и плакать…” и С.Есенина “В хате”. Анализ стихотворений В.Хлебникова и И.Северянина (по выбору учителя и учеников). Занятие 7. Синтаксический уровень структуры текста при ЛСАТ. Употребление предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по структуре – простые (по составу, наличию или отсутствию структурно обязательных членов предложения, степени распространённости, специфике осложняющих элементов) и сложные (по типу связи предикативных частей и боъёму в целом). Фигуры речи (антитеза, градация, разнообразные виды параллелизма, анафора, эпифора, умолчание, лексико-синтаксический повтор, риторические вопросы и восклицания и др.) Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте. Анализ очерка Н.Сладкова “Январь” (из цикла “Времена года”). Занятие 8. Ритмо-метрический уровень структуры текста при ЛСАТ. Важность этого уровня при анализе поэтического текста. Определение способа рифмовки, вида рифмы, стихотворного размера. Отражения в ритмо-метрическом рисунке произведения авторской идеи. Анализ стихотворений А. Ахматовой “Небывалая осень построила купол высокий…”, Н. Гумилёва “Моим читаталям”, В. Маяковского “Левый марш”. Занятие 9. Структурно-композиционный уровень структуры текста при ЛСАТ. Типы и виды композиции художественного произведения. Определение композиции художественного текста. Вопрос о целесообразности членения выделения смысловых частей или рассмотрения художественного произведения как единого целого для понимания авторского замысла. Композиционный анализ стихотворений А.С. Пушкина “Я вас любил” и С.Есенина “О красном вечере задумалась дорога”. Занятие 10. Определение доминирующего уровня структуры текста при ЛСАТ. Уровень-доминанта как наиболее полный выразитель идейно-художественного содержания литературного произведения. Доминирование лексического (содержание) и синтаксического (форма) уровней структуры текста. Анализ доминирующего уровня стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Воробей” и стихотворения М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива”. Занятие 11. Полный лингвостилистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы, переход от собственно языкового анализа структурных уровней вновь к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности, но на более высоком – осознанном и текстуально “доказанном”- уровне. Анализ миниатюры И. Бунина “Книга” из романа “Жизнь Арсеньева”. Занятие 12. Презентация творческих работ учащихся по лингвостилистическому анализу художественного текста. (Презентация) Этапы лингвостилистического анализа художественного текста.
Список использованной литературы:
Использованные Интернет-ресурсы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |