Преподавание литературы "Унылая пора! Очей очарованье!" (Стихотворения русских поэтов об осени)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2929 Санникова Инна Иннокентьевна, учитель МХК Цели урока:
Опережающее задание: нарисовать Осень в образе человека. Оборудование:
Ход урока 1. Выставка работ учащихся. Чаще всего дети рисуют осень в образе женщины в желтом наряде, украшенном листьями, плодами осенней природы. Можно на уроке использовать автолитографию М. Кагарова «Осень» из серии «Четыре времени года». Рассматриваем рисунки, делимся впечатлениями. 2. Знакомство с картинами русских художников, изображающими осеннюю природу. -Сказочную красоту золотой осени изобразили на своих картинах русские художники. Они находят особенные краски, очень яркие и красивые, чтобы нарисовать осень! Они как бы сравнивают краски осени с драгоценным блеском золота, называют осень, как и великие русские поэты, «золотой». Сравните картины художников. Какая из них вам больше нравится и почему? (Обсуждаем, какое впечатление произвели на детей картины, определяем их настроение (Детям больше нравятся светлые солнечные картины). 3. Чтение и анализ отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». -Сегодня мы узнаем, какой предстает осень в стихотворениях русских поэтов. Начнем мы со строк великого русского поэта А.С. Пушкина. Итак, отрывок из романа «Евгений Онегин». (Чтение отрывка учителем):
4. Чтение и анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».
5. Чтение и анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника».
6. Чтение и анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Сентябрь».
7. Сопоставление стихотворений и картин. -А теперь давайте вернемся к картинам. Какие картины и стихотворения показались вам близкими по настроению? (По мнению учащихся, стихотворение Бунина близко картинам К. Васильева «Осень», С. Герасимова «Осень», И.Остроухова «Золотая осень»; Заболоцкого – Д. Налбандяна «Осенний день», И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»; Бальмонта – И.И. Левитана «Золотая осень», В.Д. Поленова «Золотая осень». 8. Сопоставление стихотворений. Знакомство с приемом олицетворения. Кому какое стихотворение понравилось? Объясните, почему? Каково отношение поэтов к осени? (смена настроений идет по нарастающей: в стихотворении Бунина более светлое, стихотворение Заболоцкого уже грустнее, и, наконец, по мнению детей, самое печальное – это стихотворение Бальмонта). С кем сравнивают осень поэты? (в этих стихотворениях мы встречаемся с таким приемом, когда неодушевленный предмет предстает как живой человек. В стихотворении Бунина осень – вдова, в стихотворении Бальмонта – маленький ребенок, в стихотворении Заболоцкого орешина предстает молодой царевной. Такой прием называется олицетворением). - Олицетворение наделяет окружающие нас предметы и явления способностями и переживаниями, свойственными человеку . 9. Сопоставление стихотворений и музыкальных произведений -Прослушайте концерт А. Вивальди «Осень» и «Осеннюю песню» П. Чайковского из альбома «Времена года». Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил родную природу. Он мог часами гулять по лесам и полям. Эти прогулки доставляли ему громадное удовольствие. В каждом времени года Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливается на солнце тысячами искр. Весной он радовался солнцу, и теплу, и первой зеленой травке, пробившейся из-под снега. А летом любовался цветущими лугами и слушал веселое пение жаворонков. В осенние дни Петр Ильич бродил по лесу, по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и искал под березами и елями белые грибы. Ему нравилась холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик, а в печной трубе сердито воет ветер. Настроение и чувства, навеянные картинами природы, он выражал в своей музыке (прослушивание музыки). Помогла ли вам музыка ярче представить красоту осени? Подберите музыкальные эпиграфы к стихотворениям. Какие чувства возникли у вас: грусть, печаль, радость, восторг, восхищение, веселье и др. 10. Словесное рисование -Итак, сегодня мы познакомились со стихотворениями русских поэтов, рассмотрели репродукции картин русских художников, прослушали музыкальные произведения композиторов, посвященные прекрасной поре года – осени. А сейчас выберите одно стихотворение, которое вам больше всего понравилось и письменно словесно опишите то, что бы вы нарисовали по этому стихотворению. Какие краски вы использовали бы, чтобы нарисовать иллюстрацию. Приведем ответы детей: И.А. Бунин «Листопад». «Я вижу, что березы желтого цвета стоят в золотом лесу. Елочки одиноко стоят в темном месте. Между кленами синеет небо. Лес пахнет дубом и сосной. Слышу, что листья играют, шумят. Деревья за лето высохли» (Слепцова Аня); «Мне очень понравилось стихотворение Бунина «Листопад». Он сравнивает осень с тихою вдовой. Использует краски лиловые, золотые, багряные, пестрые, желтые, голубые, блестящие, темные, синие. Лес сравнивает с теремом расписным. Он видит деревья: березы, которые блестят в лазури голубой, как вышки елочки темнеют, клены. Он смотрит сквозь листву. Лес пахнет дубом и сосной. И как осень – тихая вдова входит в пестрый терем свой» (Иванова Катя); К.Д. Бальмонт «Осень» «Осень наступает, брусника поспевает, а дни стоят холодные, короткие и темные. А птицы кричат, и от их криков в сердце становится грустно и тяжело. Они от холода и ветра улетают в теплые края через моря, океаны и реки. Деревья надевают свои осенние наряды. Кто в желтый наряд одевается, кто-то еще в своем летнем наряде. Солнце смеется все реже и реже, выпуская свои теплые лучи. А цветы теряют свои запахи. Осень скоро проснется, и увянут от холода и ветра цветы» (Чиряев Валера); «Я представляю осень маленькой девочкой, которая проснулась и плачет. Печальная соня, которой стало грустно. В лесу становится холодно, поспевает брусника. Цветы уже не пахнут. Солнце редко показывается. Стаи птиц улетают на юг, за синее море. Блестят разноцветные листья» (Нератов Петя); «Мне понравилось стихотворение К.Д. Бальмонта. Когда я прочитал его, то меня охватила непонятная грусть, которую я почувствовал не сразу. Он сравнивает природу с человеком, например, эти строки: «Солнце реже смеется»; «Скоро осень проснется и заплачет спросонья». Эти строки мне очень понравились. В этих строках, есть что-то, пробуждающее печаль и в то же время радость. Я как будто влюбился в это стихотворение. Но эта радость продолжалась поминутно и очень скоротечна. Мне понравилось это стихотворение, потому что оно такое нежное и печальное. В нем так ярко и четко изображены мысли самого автора. Бальмонт очень хорошо выражает свои мысли» (Зырянов Витя). Н.А. Заболоцкий «Сентябрь». «Я вижу в этом стихотворении, как большие капли дождя сыплют на землю. Ветер все сильней и сильней, и вокруг даль грязна. Стоит тополь огромный: закрывается изнанкой листа, чтобы укрыться от дождя. Сквозь прозрачные облака летит первый луч солнца. В конце сентября засияла орешина. Вижу, как живописец трудится кистью на полотне. Говорит природа: «Нарисуй мне девушку золотой, как огонь, и гранатовой красками словно дерево красивой, беспокойной и улыбчивой на лице человека, который заплакал» (Наумова Юля). 11. Работа над выразительным чтением. -Попытайтесь передать свои чувства и ощущения при чтении стихотворений. Представьте описанную поэтом картину природы и прочитайте стихотворение, выделяя голосом различные оттенки его чувств (Чтение стихотворений несколькими сильными учащимися). 12. Домашнее задание: -Выучите наизусть понравившееся стихотворение и проиллюстрируйте его. Постарайтесь при чтении и при рисовании выразить настроение стихотворения. На следующем уроке проводится конкурс иллюстраций и конкурс на выразительное чтение стихотворения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |