Преподавание русского языка Урок развития речи на тему "Сплетем венок доброты". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1539 Хасаншина Расима Фаезхановна, учитель русского языка Цели и задачи урока: (слайд 2)
Оборудование:
1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/
Эпиграф урока:
Тип урока - комбинированный.Предварительная работа: Учащиеся заранее получили следующие задания: Ход урока I. Вступительное слово учителя: /Звучит легкая мелодия / Мы часто говорим друг другу "желаю вам всего доброго", "желаю счастья" Это не просто выражение вежливости словами, этими словами мы передаём ещё и человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Мы говорим друг другу: "здравствуйте", "доброго вам здоровья" - в этих словах заключается глубокий смысл, в них самая сущность прикосновения души к душе, этими словами мы выражаем своё отношение к величайшей ценности - человеку. Мы говорим друг другу: "спасибо", "благодарю" - в этих словах выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро. Л. Толстой говорил " Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других" (слайд 3). Что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? /Доброта - стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству/ Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрения многих выдающихся мыслителей. Вот они: /чтение высказываний учениками/ II. Актуализация. (слайд 4) Высказывания: 1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/ 2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив". / И. С. Тургенев/ - Как вы понимаете эти высказывания? / За добро надо платить добром./ /Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остается один, со всеми проблемами, переживает, страдает./ -Как вы думаете, в чём заключается человеколюбие общества? /Понятие человеколюбие общества я понимаю так: это отношение к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к родной природе, стремление помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможности помочь, но к этому надо стремиться./ - Мы живём в бурное время. Куда-то спешим, кого-то обижаем, да и сами иногда обижаемся. Часто забываем, как себя вести, забываем о своих друзьях, грубо обращаемся с окружающими, забываем о больных, о тех, кто нуждается в помощи. А как приятно, когда тебе говорят вежливые слова, поднимают твоё настроение, делают добро. Добры ли мы? - Может, вы знаете стихотворения о доброте. 1 ученик.
2 ученик.
3 ученик.
4 ученик.
- А какие стихи вы сами сочинили? / Учащиеся читают свои стихотворения/ - Доброта издавна ценилась на Руси. Народ сложил много пословиц о доброте. Какие пословицы вы знаете о доброте? - От вежливых слов язык не отсохнет. - Недоброе слово, что огонь жжёт. - Доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Не одежда красит человека, а его добрые дела. - Спешите делать добро . - Худо тому, кто не делает добра никому. - Как вы понимаете значений этих пословиц? /Учащиеся высказывают свои мысли/ III. Формирование умений и навыков. Работа с текстом (слайд 5) Для тебя и для всех.
/ М. Пришвин/ Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. / Д. Лихачёв/ Задания: (слайд 6) 1. К какому типу речи относятся тексты? Почему? Все ли элементы этого типа имеются в текстах? 2. Сравните предложения из 1-го и 2-го текстов: Некоторые говорят, что нужно жить для себя. Гораздо реже говорят о злых. Что в них общего? Определите грамматическую основу. 3. Подберите синонимы и антонимы к словам доброта, добрый. (слайд 7) Укажите, в каких сочетаниях слово добрый употреблено в прямом значении:
Физкультминутка IV. Практическая работа. (каждый ученик получает текст с заданиями) Работа над текстом : 1. Чтение вслух (1)В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро-это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве . (7) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом.(8) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов. 2. Ответы на вопросы: -О чём этот текст? Какова главная мысль? 3. Выполнение тестовых заданий: А1. В каком предложении содержится информация на вопрос "Что такое добро?"
А2. Какова информация, заключённая в предложениях первого абзаца(1-6)
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. А4 . Укажите ошибочное суждение.
А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 1) зарождается 2) слагается 3) город 4) близким В1. Замените слово слагается в предложении 4 синонимом. Напишите этот синоним. В2 . Выпишите грамматическую основу предложения 3. В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 6 . Беседа: - Как осуществляется идея доброты в нашей среде? (Примерные ответы) /Проводятся благотворительные марафоны, выступления известных артистов, певцов, которые зачисляют свои заработанные деньги на счёт благотворительного фонда/ /Проводятся акции по сбору тёплых вещей, игрушек, которые передаются в детские дома, в дома престарелых, нуждающимся многодетным семьям./ / Мы тоже помогаем пожилым людям: воду таскаем, делаем уборку дома, очистим двор от снега./ - Что доброго вы можете сделать для своих родителей, товарищей? / Для наших родителей главное - быть добрыми, послушными, помогать им в домашних делах, хорошо учиться, чтобы они гордились своими детьми./ / Для товарищей нужно доброе, внимательное общение, не быть равнодушным к их печалям и заботам, помогать по мере возможности в учёбе / - Какие примеры вы можете привести из прочитанных произведений на тему доброты? (слайд 8) / У В. Распутина есть произведение "Уроки французского", где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. / / У Платонова есть необыкновенный герой - Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. / / В рассказе А. Платонова " Неизвестный цветок" маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыре. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием./ / Рассказ А. Куприна " Белый пудель". Героям рассказа присущи доброта, человечность, милосердие./ V. Подведение итогов урока. Мы становимся свидетелями того, что благотворительность принимает все более массовый характер в нашей республике, в нашем районе. Желаю, чтобы вы тоже подали руку помощи слабым, добрыми словами и делами скрасили старость пожилым, были всегда милосердными. Пусть эпиграф сегодняшнего урока сопутствует вас навсегда. "Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других" Я надеюсь, что из вас выйдут добрые люди. VI. Домашнее задание. (слайд 9)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |