Преподавание литературы
Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 837
Салтыкова Александра Николаевна, учитель химии и биологии; Шумилова Виктория Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”). Дидактические задачи: - Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
- Научить учащихся работать над исследованием (исследование, его оформление и презентация).
- Воспитать бережное и внимательное отношение к северной природе, к северным народным традициям; научить работать в микро-группах.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке: - Работа в группах (в сотрудничестве).
- Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + каждый в группе отвечает за свою часть.
- Проектная деятельность учащихся.
- Исследовательская деятельность учащихся.
- ИКТ (интерактивная доска, презентации, Microsoft Office, поисковая система Yandex).
- Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту (элементы).
- Элементы фронтальной работы.
- Языковой анализ текста (элементы).
Подготовка к уроку: № этапа | Длительность этапа | Содержание материала | I | 2 часа (литература) 2 часа (биология) | Литература – изучение сказки-были М. Пришвина “Кладовая солнца”. Биология – повторение пройденного по природоведению в 5 классе. | II | 1 час | Экскурсия на природу, в Малые Карелы, краеведческий музей (по группам) для выполнения практической части исследования (фотографии, гербарий, образцы дерева и т.д.) | III | 1 час | Подготовка к оформлению и оформление исследования. | IV | 1 час | Урок-конференция (презентация исследований учащихся). | Учитель | Учащиеся | - Разработать проект урока.
- Предложить микро-группам или ученикам темы исследований (на выбор).
- Провести подготовительную работу (смотри таблицу выше).
| - Выбрать тему исследования (из предложенных учителем).
- Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца” (согласно выбранной теме).
- Провести исследование (оформление, подготовка презентации)
| Работа на уроке Учитель | Учащиеся | - Координация действий учащихся.
- Фронтальная работа.
- Подведение итогов.
| - Презентация исследований.
- *
Рефлексия (индивидуальные карты – заполняются в течение урока). - Фронтальная работа.
| * Рефлексия Учитель | Учащиеся | - Самоанализ урока (“+”, “-”, достигнуты ли цели).
- Оценка учащихся.
| - Самооценка исследования.
- Оценка одноклассников.
| Ход урока Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”). Учебные задачи: - Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
- Изучить жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.
- Исследовать лесную флору и фауну.
- Изучить народные традиции, представленные в сказке-были.
- Показать взаимоотношения человека и природы.
- Исследовать топонимику сказки-были М.М. Пришвина.
- Изучить северные ремёсла (резьба по дереву).
- Изучить северный крестьянский быт середины XX века.
- Развить навыки устной и письменной речи.
I. Организационный момент. Электронная презентация цели и задач урока. II. Актуализация опорных ЗУН. Учитель. Сегодня мы с Вами пробуем новую форму проведения урока – урок-конференцию. При подготовке к нему Вам было предложено 11 тем для исследования. Готовясь к уроку, Вы проделали колоссальную работу. Многое было затруднительно для Вас, но Вы хорошо справились со всем. Давайте теперь посмотрим на результат Вашей работы, поделимся полученными знаниями с одноклассниками, оценим работу друг друга… Конференция как форма урока разрешает Вам после внимательного прослушивания выступления задать интересующие Вас вопросы по данной теме, соблюдая 5-ти минутный регламент. (*Рефлексия, индивидуальные карты) III. Презентация проектов исследований: Исследование | Результат | - Тема.
- Введение (актуальность темы; цель, задачи и методы исследования).
- Теоретическая часть (по тексту).
- Практическая часть.
- Заключение (выводы по исследованию).
- Библиография.
| - Презентация (форма)
- Содержание
- Вывод
| Исследование № 1. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина. Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятий “сказка”, “быль”, “легенда”; жанровые особенности; их отражение в произведении М. Пришвина. | 1. Устное выступление. | Исследование № 2. Топонимия. Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятий “топоним”, “топонимика”, “топонимия”. Анализ топонимов сказки-были: Слепая елань, Палестинка, борина Высокая грива, Звонкая борина, Блудово болото, Сухая речка, г. Переславль-Залесский и др. имена собственные. | 1. Рисунок карты или схемы на листах ватмана. | Исследование № 3. Северный крестьянский быт середины XX века. Исследование | Результат | Теоретическая часть. Анализ понятий текста: предрассветный час, труба пастуха, хворостина, растоплять печь, чугунок, загнетка, заправлять обед, хлопотать по хозяйству, полоть (огурцы, картошку), мотыжить (свеклу), задать корм животным. Практическая часть. Лоскутное шитьё или роспись по дереву | 1. Устное выступление. 2. Показ изделий. | Исследование № 4. Северные ремёсла (резьба по дереву). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятий “бондарство”, “бондарь”. История ремесла. Анализ понятий текста: фуганок, ладило, обруч, бочонок, шайка, кадушка. Практическая часть. Описание работы; фотоматериалы, рисунки, схемы; изделие (выполненное своими руками); образцы пород деревьев (сосна, берёза, осина). | 1. Устное выступление. 2. Показ изделий. 3. Демонстрация схем, чертежей, рисунков. | Исследование № 5. Ягодная аптека (северные рецепты). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Анализ понятий текста: клюква (растёт на болоте летом, собирают поздней осенью или весной – она сладкая), черника, брусника, голубика, костяника. Описание ягод в тексте – научное определение (сравнительная характеристика). Практическая часть. Фотоматериалы, гербарий, лекарственная польза. | 1. Электронная презентация. | Исследование № 6. Лесная флора (болото). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятия “флора”. Анализ понятий текста: болото начинается с ивы, ольхи и других кустарников; на нём бывают холмы (песчаные, покрытые высоким бором – борины); сосновый лес, берёза, ель, осины, трава иван-чай, можжевельник, трава белоус (вдоль человеческой тропы на болоте), болотный трилистник. Практическая часть. Фотоматериалы, гербарий. | 1. Электронная презентация. | Исследование № 7. Лесная фауна (птицы). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятия “фауна”. Анализ понятий текста: глухарь, селезень, дикая утка Кряква, снегирь, бекас, кулик Кроншнеп, тетерев Косач, белая куропатка, чибис, ворона, сорока, косач-токовик, рябчики, дрозд-белобровик – вечерняя птица (автор передаёт звуки птиц!) Практическая часть. Фотоматериалы. | 1. Демонстрация иллюстраций. 2. Воспроизведение звукозаписей. 3. Викторина. | Исследование № 8. Лесная фауна (животные). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятия “фауна”. Анализ понятий текста: лиса (питается мышами), заяц-русак, волк (питается овцами, собаками), мыши, лось (питается корой осин), ящерицы, бабочки-лимонницы, чёрные мухи, змея-гадюка. В тексте представлены все виды: птицы, млекопитающие (хищники, травоядные), земноводные, насекомые. | 1. Электронная презентация. | Исследование № 9. Человек и природа (экология). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятия “экология”. Анализ понятий текста: волчья команда по вызову крестьян приехала уничтожить волчий выводок (мешал людям), группа по разработке месторождения торфа (кладовая солнца), волки боятся красного цвета. | 1. Устное выступление. | Исследование № 10. Человек и природа (уроки выживания). Исследование | Результат | Теоретическая часть. Анализ понятий текста: с собой в лес дети берут двуствольное ружьё “тулка”, манки на рябчиков, компас (стрелка), топор, хлеб, молоко, чугунок картошки (не помешает), полотенце, корзину (за ягодами), по-особому оделись. Практическая часть. Добывание еды и огня без спичек. Экстренная ситуация – попал в болото. Как себя вести? Соорудить компас. | 1. Устное выступление. 2. Инсценирование. | Исследование № 11. Народная мудрость. Исследование | Результат | Теоретическая часть. Определение понятий “пословица”, “поговорка”. Анализ понятий текста: стрелка добрей матери, стрелка эта верней друга (друг изменит, а она нет), собака – вернейший друг человека (Травка), поиск правды (Антипыч); волк воет о себе – собака о том, кому ей служить; ворон – птица вещая; Митраша запел в трудную минуту, чтобы взбодриться; не знавши броду – не лезьте в воду (Антипыч); подальше от греха. | 1. Устное выступление. | IV. Закрепление (рефлексия) - Заполнение учащимися рефлексивных карт.
- Ваше впечатление от урока?
- Ваши пожелания?
V. Подведение итогов урока Учитель. Мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые своими руками знания могут быть истинными и крепкими. В этом убедились герои сказки-были М.М. Пришвина, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и Вы… VI. Формулировка домашнего задания. По биологии. Подготовиться к самостоятельной работе по пройденному материалу. По литературе. Написать сочинение на тему: “О чём заставила меня задуматься сказка-быль М.М. Пришвина “Кладовая солнца”. Рефлексивная карта учащегося Класс _________ Ф.И.__________ Самооценка __________. Исследование | Оценка | Примечание | 1. Жанровое своеобразие произведения М. Пришвина “Кладовая солнца” | | | 2. Топонимия | | | 3. Северный крестьянский быт середины XX века | | | 4. Северные ремёсла (резьба по дереву) | | | 5. Ягодная аптека (северные рецепты) | | | 6. Лесная флора (болото) | | | 7. Лесная фауна (птицы) | | | 8. Лесная фауна (животные) | | | 9. Человек и природа (экология) | | | 10. Человек и природа (уроки выживания) | | | 11. Народная мудрость | | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|