Этапы урока, упражнения | Содержание урока |
I. Организационный момент. | Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело четко говорим И тихонечко сидим. |
1. Психологический настрой детей | – Сегодня на уроке нам встретятся упражнения, которые требуют от нас активности глаз, слуха и внимания. |
2. Таблица Шульте. Систематические упражнения в ее прочтении (каждый раз новый вариант) расширяют поле обзора глаза при чтении. | – Посчитать по порядку числа в таблице, глазки должны смотреть снизу-вверх; (засекаю время): 2 | 14 | 5 | 11 | 7 | 18 | 17 | 15 | 22 | 3 | 6 | 23 | 4 | 19 | 20 | 13 | 25 | 16 | 10 | 9 | 1 | 24 | 12 | 21 | 8 | – Посмотрите на доску и прочитайте молча: Смотрим, слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Прочтите вслух. Эти строки являются девизом нашей работы. |
3. Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности. | – На доске зашифровано слово: – Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание: – Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры и вы узнаете последовательность букв. – Прочитайте, какое слово зашифровано? (Сказка) – Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?(“Серая шейка”) – Кто написал эту сказку? (Д.Н. Мамин-Сибиряк) – Прочитайте хором. – Это наш уральский писатель. Он умер, но его произведения живут, их с удовольствием читают дети и взрослые. На доску прикрепляется портрет писателя. |
II. Постановка цели урока. | – Сегодня на уроке мы продолжаем чтение сказки “Серая шейка”, работаем над третьей главой, учимся анализировать произведение и развивать навык правильного, выразительного чтения. |
1. Работа со слоговыми таблицами разной структуры; | – Прочитайте слоги, которые нам встретятся при чтении: ПОД НАД НОВ ЛИВ ПЯТ ЖЕН | СТА СКО СЛУ СМИ КРА СТРА | КРЫЛ КРАЛ СТЕК ЗВЕЗД СРЕКТ | ЛАСЬ ЛОСЬ ЛЫНЬ БОРЬ НОЧЬ ЖИЗНЬ | Индивидуальное чтение карточек |
2. Работа над литературным произношением слов | – Обратите внимание, некоторые слова читаются не так, как пишутся: НЕ'ЧЕГО - [ЕВО], ВСЕГО' - [ЕВО], ЛИ'ШНЕГО - [ЕВО] , СВОБО'ДНОГО - [ОВО] – Прочитайте глазками слова и подумайте, какое правило чтения объединяет эти слова? (На конце слов произносится [во], вместо [го]). Запомните это правило и читайте правильно. |
III. Проверка домашнего задания. | – Проверку домашнего чтения проведем по цветным карточкам. (В каждой карточке свое задание. Задания даны разной сложности чтения. Карточку дети выбирают сами, и предлагаются осколки картины. Каждый осколок помечен цветом, совпадающим с определенной карточкой). |
1. Упражнение на логическое мышление. | Прочитать 1, 2 абзацы с отрывом взгляда от текста | Прочитать 3 абзац под углом 90о градусов | Прочитать 4, 5, 6 абзацы, передавая состояние героев | Прочитать безошибочно 7 абзац | Прочитать 8 абзац с прикрытым листом | |
2. Работа с “осколочной картинкой” (рисунок к сказке “Серая шейка”). | – Ребята вы сейчас читали разными тренировочными видами чтения. Для чего нам это нужно уметь? (Для правильного чтения.) – Картина составлена. Куда мы попали? Кого мы видим в лесу? Ответы детей. |
3. Развитие связной речи. | – Кто из вас видел наш зимний лес? – Какой он зимой?Ответы детей. – А теперь представте, что мы оказались с вами в этом лесу. – Какое настроение создает картинка этого леса? – Найдите в словаре настроений слова подходящие к этой картинке. (Приложение) |
4. Чтение слов в столбиках. | У каждого ребенка лежит на парте словарь настроений. Дети читают и находят слова. - 1 ряд – в 1-м столбике
- 2 ряд – во 2-м столбике
- 3 ряд – в 3-м столбике
– Настроение зимней природы изображают не только художники, но и писатели. Послушайте, как писатель Мамин-Сибиряк передает это настроение описанием зимнего леса. Закройте глаза, внимательно слушайте и запоминайте. |
5. Включение задания с опорой на несколько анализаторов. | Учитель читает описание зимнего леса. – Откройте глаза. Работаем дальше. Какие картины вы себе представили и увидели? Ответы детей. |
6. Работа над текстом. | – Работаем над 3-й главой. Начинаем читать вместе со мной, обращая внимание на настроение этой части? – Какие слова готовят нас к такому настроению? |
7. Новая технология обучения чтению: Учитель – ученик №1 Учитель – ученик №2 … | А) Чтение текста учителем и учениками. Учитель начинает читать рассказ (3-4 предложения), затем любой вызванный ученик повторно прочитывает эти фразы и продолжает читать дальше, но не начнет сильно спотыкаться.Б) Чтение по цепочке с заданием. Простым карандашом ребята должны отметить слово, после которого учитель скажет “СТОП”. Ребенок читает : “В золотые осенние дни”. (Стоп) Ребенок подчеркивает слово “дни” и т.д. После чтения текста учитель задает вопрос: – В какие дни? Ученик находит выделенное слово и подчеркивает: золотые, осенние. В) Чтение молча. Проводится беседа по вновь прочитанному тексту: – Какое настроение у всей этой части? Ответы детей. |
8. Работа над трудными словами, которые встретились в тексте | Ребята плавно, целыми словами читают трудные слова, написанные на доске. (хоровым чтением, дуэтом, по одному). |
9. Работа над значением этих слов. | - Широкая полынья не поддавалась холоду – не замерзала;
- Сковать льдом – заморозить;
- Стража из великанов – охрана;
- Непокорную красавицу – свободную, вольную;
- Была в отчаянии – в ужасе, страхе;
- Пятнадцати сажен – старая единица измерения длины;
– К чему готовят нас такие слова? К какому настроению? Ответы детей. |
10. Чтение первых трех предложений одним учеником. Чтение за диктором. Упражнение на развитие оперативной памяти. | – Сейчас мы прочитаем еще раз о зимнем лесе и узнаем, верны ли ваши предположения, а в процессе чтения будьте наблюдательными. Итак, представьте, мы входим в зимний лес. Что происходит в природе? (Борьба) – В каком предложении выражена главная мысль этого эпизода?Ответы учащихся, подкрепленные текстом. – К чему готовит нас природа? (К опасности) – Что было опаснее всего? (Ночи) – Как автор описывает ночи? Какими словами? – Для кого опасны эти ночи? – Давайте остановимся на реке. Прочитайте, что пишет автор о реке? (Засыпает) – Что делала река? – Какая она была? – Что случилось? – Какое состояние природы передает автор этим описанием? (Cостояние беды, тревоги) – И вот в таком тревожном состоянии оказалась главная героиня Серая шейка. – Какие чувства испытывала сама Серая шейка? (Чувство страха, она боялась лисы) – У вас какое чувство вызывает судьба уточки? – Теперь давайте посмотрим, действительно ли природа готовит испытание для Серой шейки? |
11. Упражнение на зрительное восприятие. | – С кем встретилась Серая шейка? (С лисой, с зайцем) На доске развешаны картинки героев (лиса, утка, заяц), и прикреплены слова бессистемно. БЕДНАЯ БЕЗЗАЩИТНАЯ ЗЛОРАДСТВУЕТ РАДУЕТСЯ КОВАРНАЯ ЖЕСТОКАЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОЧУВСТВУЕТ ТРУСЛИВ – Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки? (Показать стрелками) |
12. Работа над интонационной стороной текста. | – Какой интонацией будем читать слова лисы? – С какой интонацией прочитаем слова зайца? – Каким голосом показать, что говорит Серая шейка? (Дрожащим, ужас в голосе) – Как должен читать автор? |
13. Чтение по ролям. | – Читаем так, чтобы передать состояние героев при разговоре. |
IV. Итог урока. Выставление оценок. | – Итогом нашего урока будет пословица. (Пословицы прикреплены к доске) – Прочитайте глазками. – Прочитайте хором последнее предложение. – Какая пословица подходит к этому предложению? “Друг в беде – настоящий друг” – Правильно, эта пословица лучше всего отражает тему урока. |
V. Домашнее задание. | Выразительное чтение 4 главы по плану работы на уроке. |