Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Многочленные сложноподчиненные предложения. 9-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Многочленные сложноподчиненные предложения. 9-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1384

Путято Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • познакомить с видами подчинительной связи в многочленных СПП;
  • формировать умения: определять вид и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложения.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение.

- Устный фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"

1.Дать определение СПП.

2.какие способы связи предикативных частей СПП существуют?

3.В чем отличие союза и союзного слова?

4.Какой тип придаточного присоединяется к главному только союзным словом? Приведите примеры таких СПП.

5.Какие группы СПП можете назвать? По какому признаку их выделяют?

- Практическая работа.

На рабочем листе дан текст (см. приложение №1).

Найдите в нем СПП с 1 придаточным, запишите их, выделите грамматические основы, вычертите схемы, определите тип придаточного.

(Параллельно проводится работа по повторению тем, вызвавших затруднение на предыдущей диагностической работе и по подготовке к ГИА)

1) Когда он [Чичиков] встyпил в широкие неосвещённые сени, от них подуло холодом как из погреба.

  • СПП с придаточным времени
  • Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом (погреб)

4) Он заметил, что по стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин.

  • СПП с придаточным изъяснительным

5)С середины потолка висела люстра в холщовом мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк.

  • СПП с придаточным определительным
  • Какой частью речи является слово "в котором"?

8) Не надо было приглядываться, чтобы заметить высовывавшийся оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

  • СПП с придаточным цели.

3. Объяснение нового материала.

В этом тексте кроме СПП, состоящих из 2 предикативных частей - главной и придаточной - есть СПП в состав которых к главной части присоединено несколько придаточных.

Такие синтаксические конструкции называются многочленными сложноподчиненными предложениями или СПП с несколькими придаточными.

1. Постановка цели урока

На уроке должны

Узнать:

  • какие виды подчинительной связи возможны в многочленных СПП;
  • какие пунктуационные правила определяют постановку знаков препинания в многочленных СПП.

Научиться:

  • определять вид подчинительной связи между предикативными частями;
  • правильно ставить знаки препинания в многочленных СПП;

2. Последовательное подчинение.

Выписать из данного текста предложение №2.

2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную жёлтым светом, который выходил из-под щёлки, что находилась в низу двери.

  • Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную и вертикальную.

Как располагаются придаточные? 1придаточное, следующее непосредственно за главным, называют придаточным 1 степени. Следующее придаточное - придаточным 2 степени.

Такой тип подчинительной связи называется

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

Указать придаточное 1 степени и 2 степени.

3. Однородное подчинение.

Выписать предложение № 3

3) Казалось, что в доме происходило мытье полов, что сюда на время нагромоздили всю мебель.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

Вспомни!

Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одинаковыми членами предложения? (однородные) =>

Придаточные, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и являющиеся придаточными одного типа (н-р, изъяснительными) являются :::., а вид связи предикативных частей называется ::..

ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ.

Начертить вертикальную схему СПП.

Вспомни!

Когда однородные члены предложения разделяются запятыми? Когда между ними запятая не ставится?

На СПП с определительным соподчинением распространяется то же правило.

Выписать предложение № 6, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных.

6)В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.

Какой вид подчинительной связи использован в предложении?

Объясните знаки препинания между придаточными, Начертить вертикальную схему СПП.

4. Параллельное (неоднородное) соподчинение.

Выписать предложение № 9, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

9) Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежавший на большом столе.

*выпишите словосочетания мест.. +существительное , определите вид подчинительной связи

Почему нельзя назвать эти придаточные однородными?

Если придаточные поясняют РАЗНЫЕ слова главной части, речь идет о

ПАРАЛЛЕЛЬНОМ (НЕОДНОРОДНОМ) СОПОДЧИНЕНИИ

Начертить вертикальную схему СПП

4. Промежуточный итог.

Назовите виды подчинительной связи в многочленном СПП.

4. Закрепление.

Выписать предложение № 9,

7) Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки касавшегося становились похожими на перчатки.

  • Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
  • В речи какого стиля используется союз ИБО? Замените его стилистически нейтральным синонимом.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную, вертикальную. В чем особенность этого предложения?

5. Подведение итогов.

С отрывком из какого произведения мы работали на уроке? Назовите его автора.

  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?

6. Д/З: параграф 22, выписать в словарь виды подчинительной связи и схему к каждому виду, Упр. №209

Приложение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21