Преподавание русского языка "Путешествие по городу фразеологизмов". Урок русского языка в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1121 Нехаева Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Формы работы: групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная. Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, цветные жетоны, конверты с картинками для рефлексии. Ход урока Организационный момент. Учитель приветствует класс: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его. Ученик читает письмо: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук. Знакомство с новым материалом. Беседа учителя с учениками: - Кто написал это письмо? - Что мы узнали о мальчиках? - Всё ли понятно вам? - Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь? - А что обозначают выделенные сочетания слов? Ученики объясняют значение выделенных сочетаний: Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде. Как без рук – совершенно беспомощен. Учитель: - Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре. И сегодня мы познакомимся с новым для вас разделом науки о языке – фразеологией. - Что же такое фразеологизм. Прочитаем определение, записанное на доске. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. - Что значит выражение “устойчивые сочетания”? На что ещё надо обратить внимание? Ученики: - Фразеологизм можно заменить одним словом. Учитель: - Сравните фразеологизмы и слова, записанные на доске, и скажите, что является образным, эмоциональным? Сделайте вывод, зачем нам нужны фразеологизмы? Работа в группах. Задание: запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова. Рукой подать - … Повесить нос - … Кожа да кости - … Ученики: Рукой подать – близко Повесить нос – загрустить Кожа да кости – худой Учитель: - Фразеологизмы, как правило, имеют переносное значение. Сравните сочетания, докажите, что одно из них является фразеологизмом. Ехать без билета Ехать зайцем Учитель: - Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты. Шиворот-навыворот. В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то одел что-то наоборот, наизнанку. Но во времена Ивана Грозного это выражение связывалось с наказанием. Так одевали пойманного вора и возили по городу. Ахиллесова пята. Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка. Задание: закончи крылатые выражения, взятые из сказок. Поди туда – не знаю куда, … Скоро сказка сказывается, … Это всё присказка, … Закрепление материала. Учитель: - Я приглашаю вас совершить путешествие по городу фразеологизмов. Вы будете работать в группах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как все члены вашей группы закончат выполнять задание, капитан команды поднимает руку и показывает, что вы готовы отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы подведём итоги и узнаем, какая группа победит. В городе есть учёный кот. Он любит загадывать загадки. Попробуем и мы отгадать их. Работа в группах. Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм. Карточка для первой группы.
Карточка для второй группы.
Карточка для третьей группы.
Игра “Четвёртый лишний”. Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Карточка для первой группы. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть. Карточка для второй группы. Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока. Карточка для третьей группы. Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит. Игра “Фразеологический зверинец”. С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их. Карточка для первой группы. Голоден как… Хитёр как… Надут как … Драчлив как… Карточка для второй группы. Нем как… Труслив как… Упрям как… Грязный как… Карточка для третьей группы. Изворотлив как… Болтлив как… Колючий как… Важный как… Физкультминутка. Учитель: - К нам в город прилетела Баба - Яга и перепутала все фразеологизмы. Попытаемся всё исправить. Задание: распределить фразеологизмы по значению: 1) “бездельничать” 2) “обманывать” 3) “быстро”. Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к). Учитель: - Фразеологизм является одним членом предложения. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль. Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор. Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках. Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править. У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счаст..я. Подведение первых итогов. Проверка усвоения знаний. Учитель: - Продолжим наше путешествие по городу фразеологизмов и зайдём в картинную галерею. Вы должны по рисунку назвать фразеологизм. Кто быстрее это сделает, тот получит жетон и принесёт своей команде дополнительные баллы. В это же время трое учащихся занимаются исследовательской работой. В незнакомом тексте находят фразеологизмы и дают толкование их значения. От количества найденных фразеологизмов зависит число баллов, которое дополнительно получит каждая команда. Исследовательская работа. Задание: выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье. - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. Подведение итогов урока. Учитель: - Подведём итоги нашего путешествия. -Что мы узнали? Чему научились? -Что называется фразеологизмом? - Каковы особенности фразеологизмов? -Какова роль фразеологических оборотов в тексте? - А теперь посчитайте свои жетончики. Мы определим группу, победившую в игре. Задание на дом. Выполните один из вариантов задания. Вариант 1. Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами. Вариант 2. Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы: не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык. Рефлексия. Учащимся предлагается оценить своё эмоциональное состояние и выбрать картинку, которая отражает их настроение в данный момент. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |