Преподавание русского языка
Урок русского языка по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-). Космическое путешествие". 6-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1704
Низовцева Дина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цель: используя информационные технологии, закрепить правописания букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-); познакомить научить применять способ действия для правильного написания суффиксов -чик-, -щик-; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик- – уменьшительное значение ХОД УРОКА 1. «Подготовка к полету». Варианты опроса 2. Записываем число, классная работа Сегодня нам с вами предстоит космическое путешествие, в ходе которого мы закрепим знания по теме «Буквы ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-)», а также узнаем кое-что новое. У каждого из вас на столе лежит лист самоанализа, который вы самостоятельно заполняете в течение урока. За каждое правильно выполненное задание вы ставите себе баллы. Я верю, друзья, караваны ракет Помчат нас вперед От звезды до звезды. На пыльных тропинках далеких планет Останутся наши следы. – Но для этого нам предстоит хорошо подготовиться к взлету, а именно, повторить пройденное. | Приложение 1. Слайд 1 Приложение 1. Слайд 2 | – Итак, работаем у доски. Ученики выполняют морфологический разбор существительных, синтаксический разбор предложений, списывают, вставляя пропущенные буквы и запятые. Я верю друзья к..р..ваны3 р..кет3 П..мчат нас вп..ред От зв..зды3 до зв..зды.4 На пыльных тр..пинках3 д..леких пл..нет3 Останут..ся наши сл..ды3-4. | Приложение 1. Слайд 2 (ставим оценки) | Проверка домашнего задания – К сегодняшнему уроку вы приготовили схемы, которые помогут вам хорошо запомнить правильное написание букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-). Пусть каждая группа представит свой проект. (выступление Гамбургер Ю., Хомяченко К.; Сергеева Н., Стрыкова М.; Землянов С., Костенко С., Фещуков В. | (Рассматриваются схемы учащихся.) Приложение 1. Слайды 3-5 (за проект всем «5») | 2. «Взлет ракеты» – Итак, ракеты на старте. Чтобы успешно взлететь, необходимо вставить пропущенные буквы по «отсекам» ракет, а потом проверить. Примеры | -ЧИК- | -ЩИК- | 1 | 2 | 3 | Рассказ…ик | | | Заказ…ик | | | Лет…ик | | | Бараба…ик | | | Сортиров…ик | | | Совет…ик | | | Экскаватор…ик | | | Развед…ик | | | Камен…ик | | | Буфет…ик | | | Стеколь…ик | | | Перебеж…ик | | | Перепис…ик | | | 3. «В открытом космосе» Работа по учебнику. Комментированное письмо, упр. 247 Забойщик, вагонщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик. | Проверка: Приложение 1. Слайды 6, 7 (анимация – ответы) (ставим оценки) Проверка: Приложение 1. Слайд 9 (анимация – ответы) (ставим оценки) | Физминутка | | 4. «Стыковка кораблей» Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдет стыковка кораблей. Обратите внимание на пары слов: ФОНТАНЧИК – ГРУЗЧИК, МАГАЗИНЧИК – ЛЁТЧИК, САРАЙЧИК – ПОДПИСЧИК. – Сравните слова: один и тот же суффикс или это разные суффиксы имеются в этих парах существительных? – Прослушайте сказку об этом суффиксе небольшую сказку, чтобы вам было понятно, почему так происходит. Слушайте. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и многие им подобные. Но вот появился суффикс ЧИК. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же, как и он сам. У суффикса ЧИК была одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик. С годами суффикс приобрёл большой опыт. Он стал образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лёт ЧИК образовал слово лётчик, а из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс ЧИК уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессии. Вот какой труженик, этот ЧИК. – Итак, о какой функции суффикса -чик- вы узнали сегодня? Откройте грамматические тетради. Составим схему. -чик- | Значение лица (название профессии) | Уменьшительное значение | грузчик | фонтанчик | барабанщик | барабанчик | | Приложение 1. Слайд 10 Сообщение ученика (ставим оценки) | – А теперь мы проверим, насколько хорошо вы всё поняли и поиграем в игру «Крестики-нолики». Задание: обозначить в игровом поле О – слова со значением лица, Х – слова с уменьшительным значением. Лет..ик | Смаз..ик | Портфель..ик | Разнос..ик | Вагон..ик | Стеколь..ик | Стуль..ик | Рассказ..ик | Пиль..ик | | Приложение 1. Слайд 11 (анимация – ответы) Проверка: Слайд 11 (ставим оценки) | Обратите внимание, буква Ь пишется перед суффиксом ЩИК только после Л – ПИЛЬЩИК, СТЕКОЛЬЩИК. | | Упр. 249 | 5. «Возвращение на Землю» Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому ответственному этапу нашего путешествия «Возвращение на Землю». Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо правильно выполнить задание: записать по памяти отрывок из стихотворения Будет вечер – заговорщик и обманщик, Темнота на мостовые упадет, Но вглядись – и ты увидишь, Как веселый барабанщик С барабаном вдоль по улице идет. (Б.Окуджава) | (ставим оценки) | 6. Подведение итогов. Давайте подведем итоги – Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксах -чик- и -щик- – О какой функции суффикса -чик- вы узнали сегодня? – Подчиняется ли в таком случае написание слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами данному правилу? | (ставим оценки) | 7. Выставление оценок 8. Домашнее задание – Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше слов с изученной орфограммой | | – Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле. Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Р.Горской и Э. Барковой «Я мечтаю» Я мечтаю о звездных полетах, Намечаю маршруты путей. Межпланетным я стану пилотом, Только б вырасти мне поскорей. Все о жизни Сатурна узнаю, С марсианами дружбу сведу, По пути на Луне побываю, К дальним звездам дорогу найду. Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовет. Знаю я, что минута настанет – В дальний рейс поведу самолет. | Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|