Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-). Космическое путешествие". 6-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-). Космическое путешествие". 6-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1704

Низовцева Дина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Цель: используя информационные технологии, закрепить правописания букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-); познакомить научить применять способ действия для правильного написания суффиксов -чик-, -щик-; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик- – уменьшительное значение

ХОД УРОКА

1. «Подготовка к полету». Варианты опроса

2. Записываем число, классная работа

Сегодня нам с вами предстоит космическое путешествие, в ходе которого мы закрепим знания по теме «Буквы ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-)», а также узнаем кое-что новое. У каждого из вас на столе лежит лист самоанализа, который вы самостоятельно заполняете в течение урока. За каждое правильно выполненное задание вы ставите себе баллы.

Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы.

– Но для этого нам предстоит хорошо подготовиться к взлету, а именно, повторить пройденное.

Приложение 1. Слайд 1

Приложение 1. Слайд 2

– Итак, работаем у доски. Ученики выполняют морфологический разбор существительных, синтаксический разбор предложений, списывают, вставляя пропущенные буквы и запятые.

Я верю друзья к..р..ваны3 р..кет3
П..мчат нас вп..ред
От зв..зды3 до зв..зды.4
На пыльных тр..пинках3 д..леких пл..нет3
Останут..ся наши сл..ды3-4.

Приложение 1. Слайд 2
(ставим оценки)
Проверка домашнего задания

– К сегодняшнему уроку вы приготовили схемы, которые помогут вам хорошо запомнить правильное написание букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-). Пусть каждая группа представит свой проект.
(выступление Гамбургер Ю., Хомяченко К.; Сергеева Н., Стрыкова М.; Землянов С., Костенко С., Фещуков В.

(Рассматриваются схемы учащихся.) Приложение 1. Слайды 3-5
(за проект всем «5»)

2. «Взлет ракеты»

– Итак, ракеты на старте. Чтобы успешно взлететь, необходимо вставить пропущенные буквы по «отсекам» ракет, а потом проверить.

Примеры

-ЧИК-

-ЩИК-

1

2

3

Рассказ…ик

Заказ…ик

Лет…ик

Бараба…ик

Сортиров…ик

Совет…ик

Экскаватор…ик

Развед…ик

Камен…ик

Буфет…ик

Стеколь…ик
Перебеж…ик
Перепис…ик

3. «В открытом космосе»

Работа по учебнику. Комментированное письмо, упр. 247

Забойщик, вагонщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик.

Проверка: Приложение 1. Слайды 6, 7 (анимация – ответы)

(ставим оценки)

Проверка: Приложение 1. Слайд 9
(анимация – ответы)
(ставим оценки)

Физминутка
4. «Стыковка кораблей»

Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдет стыковка кораблей.
Обратите внимание на пары слов: ФОНТАНЧИК – ГРУЗЧИК, МАГАЗИНЧИК – ЛЁТЧИК, САРАЙЧИК – ПОДПИСЧИК.
– Сравните слова: один и тот же суффикс или это разные суффиксы имеются в этих парах существительных?
– Прослушайте сказку об этом суффиксе небольшую сказку, чтобы вам было понятно, почему так происходит. Слушайте.

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и многие им подобные.
Но вот появился суффикс ЧИК. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же, как и он сам. У суффикса ЧИК была одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
С годами суффикс приобрёл большой опыт. Он стал образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лёт ЧИК образовал слово лётчик, а из слова груз грузчик.
Сейчас суффикс ЧИК уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессии. Вот какой труженик, этот ЧИК.

– Итак, о какой функции суффикса -чик- вы узнали сегодня? Откройте грамматические тетради. Составим схему.

-чик-

Значение лица (название профессии)

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик

барабанщик

барабанчик

Приложение 1. Слайд 10

Сообщение ученика

(ставим оценки)

– А теперь мы проверим, насколько хорошо вы всё поняли и поиграем в игру «Крестики-нолики». Задание: обозначить в игровом поле О – слова со значением лица, Х – слова с уменьшительным значением.
Лет..ик Смаз..ик Портфель..ик
Разнос..ик Вагон..ик Стеколь..ик
Стуль..ик Рассказ..ик Пиль..ик
Приложение 1. Слайд 11 (анимация – ответы)
Проверка: Слайд 11
(ставим оценки)
О О Х
О Х О
Х О О
Обратите внимание, буква Ь пишется перед суффиксом ЩИК только после Л – ПИЛЬЩИК, СТЕКОЛЬЩИК.
Упр. 249
5. «Возвращение на Землю»

Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому от­ветственному этапу нашего путешествия «Возвращение на Землю». Что­бы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходи­мо правильно выполнить задание: записать по памяти отрывок из стихотворения

Будет вечер – заговорщик и обманщик,
Темнота на мостовые упадет,
Но вглядись – и ты увидишь,
Как веселый барабанщик
С барабаном вдоль по улице идет.

(Б.Окуджава)

(ставим оценки)
6. Подведение итогов. Давайте подведем итоги

– Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксах -чик- и -щик-
– О какой функции суффикса -чик- вы узнали сегодня?
– Подчиняется ли в таком случае написание слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами данному правилу?

(ставим оценки)
7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше слов с изученной орфограммой

– Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле. Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Р.Горской и Э. Барковой

«Я мечтаю»

Я мечтаю о звездных полетах,
Намечаю маршруты путей.
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей.
Все о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звездам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовет.
Знаю я, что минута настанет –
В дальний рейс поведу самолет.

Приложение 2


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21