Преподавание русского языка
Элективный курс русского языка для учащихся 9-х классов по теме "Тропою тропов"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 952
Дюрменова Дина Аюбовна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Программа элективного курса «Тропою тропов» ориентирована на учащихся 9-х классов. На курс отводится 34 часа (1 час в неделю). Направленность. Данная программа направлена на углубление и расширение приобретаемых на уроках знаний, совершенствование навыков анализа различных фактов языка, расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание языкового чутья, развитие творческих возможностей, повышение общей языковой культуры учащихся. Программа предусматривает изучение словесности как единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания. Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность. Программа элективного курса построена на базе программы «Основы русской словесности» (программа Министерства образования РФ, автор Горшков А.И., 1998 г.), модифицирована на 80 %. Для изучения взяты наиболее важные в практическом отношении разделы, разработанные автором. Актуальность. Необходимость развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным , коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни. Цель программы: помочь активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Задачи: 1. Закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике. 2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов. 3. Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным использованием знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования. 4. Обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения. 5. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать: * функциональные и книжные стили речи; * особенности художественного стиля речи; * лексическое и грамматическое значения слов; * употребление однозначных и многозначных слов, омонимов, антонимов и синонимов в речи; * эпитет, виды и роль эпитетов в речи; * понятие сравнение, аллегория, перифраза, их значение в речи; * значение и употребление тропов в художественной литературе; * роль стилистических фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей и пр.; * основные формы «словесной инструментовки»; * ритм и интонацию в прозе и стихах. Уметь: * различать принадлежность слова к определённому пласту лексики русского языка; * определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске); * пользоваться словарями (толковыми, синонимов, антонимов и пр.); * употреблять синонимические конструкции для выражения различных смысловых отношений; * производить языковой разбор текста; * использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений; * пользоваться интонационными, лексическими и грамматическими средствами языка в устной и письменной речи. Теоретические знания учащиеся получают в процессе лекций, практические – в процессе выполнения различных практических работ. Окончательный контроль теоретических знаний и практических навыков предусматривается в форме комплексного анализа текста. Содержание программы № | Наименование курса | Знать | Уметь | Форма урока | 1. | Стиль. Язык художественной литературы («художественный стиль»). | Понятие стиль речи. Функциональные и книжные стили речи. Особенности художественного стиля речи. | Определять стилистические типы текстов; их отличие друг от друга. | Урок-лекция | 2. | Лексика. Многозначность слова. Омонимы. | Понятие лексика; лексическое и грамматическое значения слов; важность обогащения лексического запаса. Понятие многозначность слова; причины появления многозначности в речи; о связи между значениями многозначного слова; о толковых словарях русского языка. Понятие омонимы; полные и неполные омонимы; их отличие от многозначных слов; о стилистическом использовании омонимов; о словарях омонимов. | Различать лексическое и грамматическое значения слов. Указать многозначное слово; дать толкование всех значений; пользоваться толковым словарём русского языка. Находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; использовать омонимы в речи с их стилистическими особенностями; пользоваться словарём омонимов. | Урок-беседа | 3. | Синонимы и антонимы. Паронимы. | Понятие синонимы; синонимический ряд, стержневое слово; пути возникновения синонимов; идеографические и стилистические синонимы; контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи; о словарях синонимов. Понятие антонимы; синонимичные пары антонимов, общеязыковые и контекстуальные антонимы. Роль антонимов в речи; о словарях антонимов. Понятие паронимы; о роли паронимов в речи; о словарях паронимов. | Подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарём синонимов. Подбирать антонимы к данному слову; находить их в тексте; употреблять в речи, пользоваться словарём синонимов. Подбирать антонимы к данному слову; находить их в тексте; употреблять в речи, пользоваться словарём антонимов. Находить паронимы, дать их толкование, пользоваться словарём паронимов. | Урок-исследование | 4. | Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). | Понятие автология и металогия; развитие значений у слова; типы переносных значений. | Различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. | Урок-лекция | 5. | Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. | Понятие эпитет; постоянный эпитет, изобразительный эпитет, эмоциональный эпитет, метафорический эпитет; роль эпитетов в речи. Понятие сравнение , аллегория, перифраза; их значение в речи. | Выявить и прокомментировать средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Использовать их в собственной речи и на письме. Анализировать прозаический и поэтический текст. | Урок-консультация | 6. | Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. | Понятие тропа : метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Значение тропов в художественной литературе. | Выявить и охарактеризовать художественно-языковое своеобразие текста. | Урок-практикум | 7. | Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора. | Понятие стилистической фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм , эллипсис, эпифора. Роль фигур в характеристике персонажей, индивидуализации образов, художественных деталей, пейзажа, описания интерьера. | Выявить и осмыслить изобразительно-выразительные средства языка; использовать их в своей речи. | Урок-семинар | 8. | Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. | Понятие «словесной инструментовки». О роли аллитерации, ассонанса, звуковых повторов, звукописи в речи. | Определить звуковое оформление текста; указать особенности рифм. | Урок-лекция | 9. | Ритм и интонация в прозе и в стихах. | Понятие ритм и интонация; о роли ритма и интонации в речи. | Определить ритмическую организацию текста. Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально- эстетического содержания, передаваемого интонацией с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений. | Урок-исследование | 10. | Практические занятия. | Комплексный анализ текста. | Использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений. | Урок-практикум | Учебно-тематический план № | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе теоретич. практич. | Формы контроля | 1 | Стиль. Язык художественной литературы («художественный стиль»). | 1 | 0,5 | 0.5 | зачёт | 2 | Лексика. Многозначность слова. Омонимы. | 1 | 0,5 | 0,5 | работа по карточкам | 3 | Синонимы и антонимы. Паронимы. | 2 | 1 | 1 | работа по карточкам | 4 | Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | 5 | Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. | 3 | 1 | 2 | контрольная работа | 6 | Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. | 8 | 3 | 5 | зачёт | 7 | Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора, | 10 | 5 | 5 | зачёт | 8 | Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. | 4 | 2 | 2 | тестирование | 9 | Ритм и интонация в прозе и в стихах. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование | 10 | Практические занятия. | 3 | | 3 | комплексный анализ текста | | Итого часов | 34 | 14 | 20 | | Литература для учителя 1. Виноградов В.В.О теории художественной речи. - М., 1991. 2. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1992. 3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1993. 4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990. 5. Горшков А. И. Русская словесность. Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 1997. 6. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1984. 7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1992. 8. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1990. 9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1998. Литература для учащихся 1. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности). 10-11 кл. – М., 1997. 2. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности) : Сборник задач и упражнений. – М., 1997. 3. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка . – М., 1993. 4. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1996. 5. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1993. 6. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. – М., 1994.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|