Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок по русскому языку в 11-м классе по теме "Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи". Повторение: "Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок по русскому языку в 11-м классе по теме "Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи". Повторение: "Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1858

Павленко Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Тема: "Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Повторение: постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым".

Цели:

  • Повторить сведения о грамматической основе предложения.
  • Закрепить навыки постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
  • Разобрать задания А25,А26, связанные с пунктуацией в простом предложении.
  • Познакомить с особенностями синтаксической синонимии и ее ролью при создании текстов разных стилей.

ХОД УРОКА

Запись темы урока в тетради.

Определите цели нашего урока, исходя из темы.

1. Проверочная работа по материалам ЕГЭ (Задания А2).

Спишите и расставьте ударение в следующих словах (задание записано на доске)

Водопровод, позвоним, впрыснуть, атлас (ткань), добыча, нефтепровод, щавель, столяр, баловать, премируем, информировать, начала (она), созыв, начал (он), красивее, каталог, досуг, феномен, облегчим, затеяла.

(Работа проверяется так: ученик расставляет ударение на доске).

Задание: (по вариантам 1, 2):

1) Запишите глаголы 3-го лица множественного числа (позвоним, премируем, облегчим). Расскажите о безударном написании окончаний глаголов.

Ответ ученика: Для правильного написания личных безударных окончаний глаголов нужно определить спряжение глаголов. Для этого поставим слово в неопределенную форму: глаголы на -ить – 2-го спряжения (кроме брить, стелить), остальные (на -оть, -еть, -ать – 1-го спряжения, кроме 11 глаголов: обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть, видеть, слышать, гнать, держать, дышать). Возвратный суффикс -сяпри определении глаголов не учитывается. Таким образом, в безударных личных окончаниях глаголов 1спр пишется , глаголов 2-го спр – .

2) Выпишите глаголы прошедшего времени (начала, начал, затеяла). Расскажите о правописании гласных в суффиксах глаголов.

Ответ ученика: Для того, чтобы правильно написать гласную в суффиксах глаголов, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Гласная буква основы неопределенной формы глагола сохраняется в прошедшем времени глагола (начАла – начАть, начАл – начАть, затеЯла – затеЯть).

2. Закрепление и систематизация знаний о главных членах предложения и знаках препинания между ними.

а) Прочитайте предложения (они имеются перед каждым учеником). Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном предложении (по материалам ЕГЭ, задание А9). Свой ответ аргументируйте.

А. Кремлевские стены с двух сторон были окружены водами Москва-реки и Неглинки, а с третьей – рвом глубиной в несколько метров.
Б. Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъемные мосты.
В. Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели деревянные настилы.
Г. С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота.

1) нуждались;
2) соорудили мосты;
3) шесть башен были;
4) поднимали.

Ответ ученика: Вариант ответа 1 (нуждались) не может быть признан верным, т.к. предложение Б – сложное, а потому состоит из двух предикативных основ: ворота нуждались (двусоставная) и соорудили (односоставная).
Вариант ответа 2 также ошибочный (здесь неверно определена грамматическая основа), перед нами сложное предложение. Слово мосты является прямым дополнением и поэтому в основу не входит, а вторая основа – односоставная.
Вариант ответа 3 также не является верным, поскольку сказуемое в предложении В составное именное (были проездными).
Следовательно, единственно верным ответом будет вариант 4: предложение Г простое, односоставное, грамматическая основа в нем – сказуемое поднимали.

3. Устная разминка

Учитель читает лексическое значение слов, ученики называют эти слова. (Задания А3).

Непреходящий, непререкаемый, мизантроп, филантроп, филателист, импровизатор, меломан, антология, кредо, вернисаж.

Учитель вешает на доску таблички с этими словами, чтобы повторить их написание.

– С этими словами составьте и запишите 1–2 предложения, чтобы в них было тире между подлежащим и сказуемым. Например: Филателист – это человек, собирающий марки. Вернисаж – выставка картин разных художников.

4. Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Ответ ученика: При отсутствии глагола-связки в составном именном сказуемом (в настоящем времени) между подлежащим и сказуемым ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным, числительным в именительном падеже или неопределенной формой глагола (в различных комбинациях): наша задача – понять авторский замысел. При этом перед сказуемым могут стоять частица вот или местоимение это. Тире не ставится, если перед сказуемым употребляется частица не, союзы как, будто, словно либо подлежащее выражено личным местоимением: небо словно океан.

Тренировочные упражнения (Задание А25, А26)

1. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не проставлены). Графически объясните постановку знаков препинания.

А. Прекрасное это символ морального добра.
Б. Умение признавать свои ошибки свойственно далеко не всем.
В. Луч как бархат.
Г. Жизнь прекрасна и удивительна!

2. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не проставлены). Графически объясните постановку знаков препинания).

А. Охранять природу значит охранять свой родной край.
Б. Поэзия душа подвига обращающего красоту в добро.
В. Капли меда словно жемчуг.
Г. Приметы осени чувствуются везде в поле в лесу на озере.

3. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не проставлены). Графически объясните постановку знаков препинания).

А. Язык есть сама жизнь.
Б. Эта дама ленивая и медлительная.
В. Долг наш защитить эту крепость.
Г. У нее сердце доброе но голова бедовая.

(Ответ: 1– А, 2 – Б, 3 – В).

Проверка: 1 ученик на доске чертит схемы предложений. 2-й выступает в роли учителя. Объясните, почему в остальных предложениях НЕ поставили тире.

4. Знакомство с понятием синтаксической синонимии

а)

– Посмотрите еще раз на тему нашего урока (ее первую часть). Определите ключевое слово? (Синонимия).
– Как вы его понимаете? (Синонимы – слова, сходные по значению, а синонимия – это процесс).
– А что может являться синонимами? (Слова, словосочетания, фразеологические обороты: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, разругаться вдрызг – сильно поссориться).
– А какое второе ключевое слово нашей темы? (Синтаксическая).
– Делаем вывод, что и предложения могут быть синонимами.

Материал для наблюдения

Сравните два отрывка

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

– Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

б)

Существует еще один тип синонимии. Посмотрите на предложения, записанные на доске):

Экзамены, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня. Ср: Экзамены, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня. Начавшись в начале мая, экзамены продлятся до конца июня. Или Экзамены начались в начале мая и продлятся до конца июня.

– Чем отличаются эти предложения? О какой синонимии мы можем сказать, глядя на эти предложения? (О синонимии между придаточной частью сложного предложения и причастным (или деепричастным) оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми).

Упражнение

Замените сложноподчиненные предложения синонимическими конструкциями. (Предложения записаны на доске)

1. Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. (В. Кондратьев).
(Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться).

2. Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше.
(Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей).

в)

Запись на доске: Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщенно-личное).

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).

Упражнение 2. (запись на доске)

Прочитайте стихотворение И.С. Никитина "Ночлег в деревне":

Душный воздух, дым лучины,
Под ногами сор,
Сор на лавках, паутины
По углам узор;
Закоптелые полати,
Черствый хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти...
О, нужда, нужда!

– Определите тип простых предложений, употребленных в нем. (Назывные).

– Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.
(Пример: Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры. Полати закоптели, а из еды есть только черствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете).

Работа в группах. Проверка: по одному человеку от 2–3 групп.

Задание: Разделите тетрадь на две графы: поэтический текст / прозаический текст. С моих слов запишите, какие же изменения произошли в поэтическом тексте после его переделки в прозаический. Можно записать только ключевые слова. (У И.С. Никитина почти все стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких назывных предложений. Именно назывные предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны).

5. Закрепление изученного материала (задания распечатаны)

1. К данным словосочетаниям подберите синонимы, запишите их в тетрадь.

Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.

2. Замените простые предложения сложными.

а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пятачке.
б) Дорога, испещренная солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

3. Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми:

а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые лисицы.
б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов.
в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль.

6. Домашнее задание:

1. Для сильных учеников: Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет рещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(К. Паустовский).

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2. Для слабых учеников: упр. 249.

3. Для всех: повторить сведения о публицистическом и художественном стилях.

7. Итоги урока:

– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
– Что непонятно в новом материале?

Использованная литература:

  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Тематическое планирование на основе учебника-практикума "Русский язык". – М.: Вербум, 2002.
  • Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  • Демидова Н.И. Поурочное планирование по русскому языку. 11 класс / Демидова Н.И., Алентикова С.А., Симакова Е.С. – М.: Экзамен, 2006.
  • Влодавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену /Влодавская Е.А. – М.: Экзамен, 2006.
  • Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка: Дидактический материал: региональный компонент. 10–11 классы. – Архангельск, АО ИППК, 2003.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21