Преподавание литературы Путешествие по стране "Литературия–5" (итоговое годовое ИКТ-тестирование за курс русской литературы в 5-м классе)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1313 Донцова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,81 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель:
Тип урока: урок контроля, базирующийся на комплексном применении полученных знаний в курсе изучения русской литературы в 5 классе. Оформление:
Данный урок контроля предполагает итоговую проверку знаний, требующую серьёзности и подготовленности. Но поскольку 5 класс – это ещё дети, живущие в мире сказок, поэтому и форма урока выбрана не просто тестовая, а сказочная – путешествие по стране «Литературия-5». Тест состоит из семи блоков («Мифы», «Фольклория», «Древнеруссия», «Басни», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Творческий эпилог»). Всю работу учащиеся выполняют самостоятельно на индивидуальных бланках. В ходе тестирования проверяются базовые знания учащихся 5 класса по литературе: теоретические знания учащихся (литературоведческая терминология, родовые и жанровые разновидности произведений); знание текстов изученных произведений, биографий писателей и поэтов, историко-культурных сведений, необходимых для адекватного понимания пройденного материала. Проверяются умение определять главную идею и основные темы произведения; а также способность реализовывать полученные знания, умения и навыки на практике (определение размера и вида рифмы в стихотворении, определение средств выразительности). Данная работа рассчитана также на развитие творческих способностей и познавательной активности, на развитие письменной речевой компетенции учащихся. Ход урока I. Организация начала занятия. Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку. Обращение к теме и форме урока. При помощи учителя цель и задачи урока озвучивают сами учащиеся. Знакомство со сказочным мудрецом, который будет сопровождать ребят во время путешествия. Перед нелёгкой дорогой мудрец даёт наставление: «Приветствую вас! Сегодня вам предстоит нелёгкое, но очень интересное путешествие по стране «Литературия-5»! Будьте внимательны и сосредоточенны. Желаю удачи!» II. Содержание ИКТ-теста Итак, первый край, в который мы с вами перенесёмся – это «Мифы». Чтобы попасть в этот край, нужно ответить на следующие вопросы:
Второй загадочный край, в который мы попадаем на волшебном ковре-самолёте – это «Фольклория». Чтобы покорить этот край, нужно выполнить следующие задания: Фольклор – это…
Перед вами жанры фольклора, исключите лишнее:
Назовите нескольких героев былин. Кто такой сказитель?
На какие виды делятся сказки?
Поочерёдно составьте композицию сказки:
Следующий по маршруту край – это «Древнеруссия». Жанры древнерусской литературы. Исключите лишнее:
Далее нас ждёт край «Басни». Перечислите несколько названий басен И.А. Крылова. Дайте определение басни. Теперь мы с вами отправляемся в XIX век. Соотнесите название сказки и её автора:
Кто учился в Царскосельском лицее? Выберите правильные ответы. Народная сказка отличается от литературной:
Вспомните несколько строк из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В чём отличие стихотворения от прозы? Виды рифм. Исключите лишнее:
Придумайте рифмы к словам «ученик», «литература». Кто автор стихотворения «Бородино»? Какое историческое событие описано в этом стихотворении? Перечислите стихотворные размеры. Схема какого стихотворного размера представлена? Какую повесть Н.В. Гоголя мы изучали в этом учебном году? Вспомните, кто из изученных нами поэтов рассказал нам о трудностях и тяжестях крестьянской жизни, воспел красоту, трудолюбие русской женщины? Назовите автора и произведение. Итак, следующая остановка – рассказ И.С. Тургенева «Муму». Определите главную идею произведения:
Назовите главных героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Какие художественные средства выразительности использовал Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?
Назовите несколько рассказов А.П. Чехова. Узнайте произведение и назовите его автора:
Какую пользу герою повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», мальчику Васе, принесла встреча с «детьми подземелья»? Как вы, наверное, уже догадались, сейчас мы с вами отправляемся в XX век. Сказ – это… (продолжите) К какому роду литературы относится пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»?
Реальные или фантастические события проходят перед читателем в рассказе А.П. Платонова «Никита»? Вспомните рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На какой реке происходят события в рассказе? Почему озеро называется «Васюткино»? Назовите несколько изученных нами поэтов, основной темой творчества которых была Великая Отечественная война. Определите стихотворный размер и вид рифмы: Помню – долгий зимний вечер, Творческий эпилог. А теперь, дорогие друзья, представьте, что вы – актёры театра. Напишите, роль какого героя из пройденных нами произведений вы бы хотели сыграть? И почему? Ну, вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, вам понравилось. А впереди нас ждут ещё неизведанные края. Впереди нас ждёт зарубежная литература… Спасибо за внимание и участие! Вы – молодцы! III. Подведение итогов занятия. Беседа с классом о проделанной работе: определение заданий, вызвавших наибольшие затруднения при выполнении и, наоборот, заданий, оказавшихся для большинства учащихся понятными и простыми; выявление положительных моментов и недостатков подобной формы урока. Пожелания учащихся при дальнейшем использовании подобной формы работы на уроке. IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Подготовить ответы к заданиям, вызвавшим затруднения при выполнении. Написать мини-сочинение на тему: «Что изменило во мне изучение русской литературы в 5 классе? Что нового я узнал? И как мне это пригодится?». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |