Преподавание литературы Сценарий урока литературы "Гой ты, Русь, моя родная…" (жизнь и творчество С.А. Есенина)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1079 Кулышева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обобщить и систематизировать знания жизни и творчества С.А.Есенина. Задачи урока: - сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта; - рассмотреть особенности художественного мира поэта; - развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А.Есенина. Данный материал можно использовать как для 7 класса (программа под ред. Кутузова предусматривает обзорное изучение творчества С.А. Есенина), так и для 11. Оборудование: сборники стихотворений С.А.Есенина, репродукции и фотографии к изучению биографии поэта, рисунки учащихся к стихотворениям автора, романсы на стихи С.А.Есенина, музыкальное фоновое сопровождение, мультимедийное сопровождение. Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве. С.А. Есенин. Ход урока: 1. Сообщение учителем темы, целей занятия; настрой на позитивную работу. 2. Сообщения учащихся о жизни С.А.Есенина. Выразительное чтение стихотворений. Показ слайдов. (1 слайд: просторы Константинова) Выразительное чтение стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…”. 1 ведущий. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина. – (2 слайд: церковь в Константинове) Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры”. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом, - все это с детских лет привлекало будущего поэта. (3 слайд: зеленые массивы Константинова) Выразительное чтение стихотворения “Край любимый, сердцу снятся…” 2 ведущий. Жизнь в селе начиналась рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер,- это бабы отправляются доить коров. Нужно в стадо выгнать овец, накормить свиней, принести воды, истопить печку… (4 слайд: комната в доме Есенина) Истопив печь, будят всю семью завтракать, а после – все отправятся на работу в поле, дома останутся старики да дети. Выразительное чтение стихотворения “В хате”. 1 ведущий. (5 слайд: дом Есенина; родители) Большой след в памяти Есенина оставили деревенская улица, дружба с мальчишками и, конечно же, его родные, особенно мать, которой впоследствии он посвятит не одно свое стихотворение. Выразительное чтение стихотворения “Письмо матери”. 2 ведущий. Мировосприятие С.А.Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. (6 слайд: берёза зимой) Растущее под окном дерево Есенин однажды увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине. Выразительное чтение стихотворения “Береза”. 1 ведущий. У Есенина много стихотворений о животных: “Песнь о собаке”, “Корова”, “Лисица”, “Собаке Качалова”, “Табун” и другие – все они пронизаны любовью, нежностью и драматизмом бытия живого в этом мире (7 слайд: изображения животных). Выразительное чтение стихотворений о животных. 2 ведущий. От проникновенных стихов о “стране березового ситца”, шири её степных раздолий, сини озёр, шума дубрав до тревожных раздумий о Родине, о судьбах России в суровые, грозные годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к отчизне. 3. Тематика стихотворений С.А.Есенина и своеобразие её раскрытия. Работа с текстами стихотворений. а) Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Какова главная тема творчества Есенина? Обратимся к эпиграфу. Как представлена тема Родины в творчестве поэта? Заполним схему в тетради. В скобках учащиеся самостоятельно приводят примеры изученных стихотворений. Т Е М А - малая родина (… ); Р О Д И Н Ы - пейзажная лирика (… ); В Л И Р И К Е - русский народ, жизнь деревни (… ); Е С Е Н И Н А. - человек и животные (… ); - Русь, Россия (… ); -противопоставление деревни городу (… ) б) Литературный диктант. По прочитанным учителем строчкам стихотворений вспомнить его название, попытаться сформулировать тему. - Тихо в чаще можжевеля по обрыву - Край ты мой заброшенный. - И глухо, как от подачки, - Хороша была Танюша, краше не было в селе, - Заколдован невидимкой, в) Художественный мир поэзии Есенина. - С.А.Есенин – непревзойдённый мастер в создании образов. Какие изобразительные средства чаще всего встречаются в его поэзии? Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают тропы из разных стихотворений). - Стихи Есенина удивительно музыкальны, многие из них положены на музыку и являются романсами. Послушаем один из них (звучит романс, например, “Отговорила роща золотая”, демонстрируются слайды живописных мест Константинова). г) Лингвистический эксперимент. Задача учащихся – вставить на месте пропусков образные прилагательные (эпитеты). Звени, звени, ____________ Русь, Волнуйся, ____________ ветер! Блажен, - кто радостью отметил Твою ______________ грусть. Звени, звени, ___________ Русь. 4. Тайны имени. Сейчас попробуем взглянуть на личность С.А.Есенина с другой стороны. Длительное время увлекаясь вопросами влияния имени на характер и судьбу человека, систематизируя материал, касающийся значения имени, звука и цвета имени, нам (мне и одной из моих учениц) удалось апробировать данные нетрадиционные методы применительно к литературе и исследовать имя известного поэта 20 века Сергея Александровича Есенина. Послушаем, к каким интересным выводам мы пришли в процессе этой работы (сообщение учащейся на тему “Тайны имени. Сергей Есенин”, выдержки из мультимедийного сопровождения см. в приложении). 5. А какого Есенина открыли вы для себя? “Мой Есенин”. “Письмо к Есенину”. (Учащиеся читают свои работы, написанные на уроках в процессе изучения творчества поэта; ниже приводится фрагмент одного из сочинений). … Теперь, когда прошло время, я продолжаю думать о Есенине даже не как о поэте, а как о человеке. Многие говорят, что он был пьяница, хулиган, но не может Сережа Есенин быть таким. Мой Есенин чист душой от начала и до конца, мой Есенин презирает грубость, пошлость. Мой Есенин умер, но живы его глаза, его голос. Распущенность убивает, а он вот здесь, рядом, смотрит и улыбается, говорит и плачет. Он хулиган, гуляка; он увидел жизнь со всех сторон, познал все ее прелести и изъяны и научился отличать истинное от ложного, искусственное от настоящего. Но чтобы постичь все это и не потеряться, ему необходимо было каждый раз напоминать себе о существовании пошлого, грубого, мерзкого и каждый раз, покоряясь телом, все дальше и дальше отгонять его от своей души. “Годы молодые с забубенной славой, отравил я сам вас горькою отравой”, - пишет Есенин. Ему надо было “отравить” “годы молодые”, чтобы сейчас и я, и вы с замиранием каждой клеточки и мокрой пленкой на глазах читали и перечитывали незамысловатые строчки, заставляющие трепетать даже самого простого невежду. Есенин умер, но он рядом со мной, рядом с вами. Он все так же любит жизнь, любит живых, все так же не боится смерти, ему все так же жаль, что не все, о чем мечтал, сбылось. Он ушел, но не сказал “прощай”, а сказал “до свидания”. 6. Заключительный этап (слайд: памятники Есенину). Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. “Я – божья дудка,- говорил Есенин и пояснял,- это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять нечем и неинтересно”. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать. Выразительное чтение стихотворения “Мы теперь уходим понемногу…” 27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте (звучит стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья…” на фоне музыки, магнитофонная запись). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |