Преподавание литературы
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А.Блока "Двенадцать"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 914
Леонтьева Ольга Генриховна, учитель русского языка и литературы Цели: - Образовательные:
- закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
- формировать понятия «форма» и «содержание» произведения;
- развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой
- обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство.
- Развивающие: развивать образное мышление, речь, логику; умение сопоставлять термины и текст.
- Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родному языку, литературе, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, магнитофон, музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», Вивальди «Времена года. Лето», таблица антонимов, раздаточный материал. Новое в уроке: урок призван показать, что настоящее классическое произведение не исчерпывается его содержанием и, возможно, является лучшей иллюстрацией своей эпохи и позволяет ученикам глубже ощутить трагизм переломных исторических моментов. ХОД УРОКА I. Оргмомент Приветствие и знакомство с классом. (Презентация) На столе у каждого ученика дифференцированный опросник (Приложение 1); стихотворение Пушкина “Арион”. II. Объявление темы, постановка целей. Учитель читает стихи Ф. Тютчева (звучит отрывок из Вивальди “Времена года. Лето”: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель. Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертья пил! Фронтальная беседа: – Какие минуты в жизни мира можно назвать роковыми? (Война, революция) – Как вы понимаете слово «всеблагие»? (Небожители, ангелы, боги) – Какой эпитет Тютчев подбирает к слову зрелища? (Высокие) – Почему? (Несмотря на трагичность многих исторических событий, они являются неотъемлемой частью мирового процесса) – Кем является поэт в минуты, роковые для мира? (Зрителем) – Тютчев – поэт-философ XIX века, первый русский поэт-символист. А поэт-символист XX века А. Блок после революции 1917 года напишет, обращаясь к интеллигенции: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Кем является поэт у Блока? (Слушателем) – Значит, в минуты роковые для мира, поэт должен слушать, внимать и видеть, избранный небожителями, наделенный властью над людьми. – Какие строки из программного стихотворения великого русского поэта о его поэтическом назначении подсказывает вам память? (А. С. Пушкин «Пророк»: Восстань, пророк, и виждь, и внемли…) Мотивация учащихся – Как мы видим, Пушкин, Тютчев, Блок родились в разное время , но свое поэтическое назначение понимали одинаково. Тема нашего урока «…» (Объявляет тему). Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать». III. Объяснение нового материала – Глубоко понимая свое пророческое назначение поэта, Блок создает поэму, которая действительно обожгла сердца людей. Революция – время парадоксальное, сочетающее в себе несочетаемое, время гротеска и оксюморона. – Какие революции вы изучали на уроках истории ? (Французская буржуазная революция, революция 1905 и 1917 годов) – Подберите синонимы к слову «революция». (Бунт, путч, переворот) – Слово «переворот», вероятно, наиболее точно отражает внутреннюю сущность революции. Противоречивость революции я выразила в антонимических парах. – Какие из этих пар являются контекстуальными антонимами? (Текст – подтекст, холод – пожар) (Таблица антонимов на доске – Приложение 2, остается на доске весь урок). – Эта таблица поможет нам глубже понять поэму, посвященную революции. Таблица антонимов Учитель читает первую и вторую строфу из поэмы. – Каково место действия поэмы? (Петроград, весь мир) – В какое время года происходит действия? (Зима) – Какова его символика? (Холод, бездорожье) – Какая стихия действует в первой главе и какова ее символика? (Ветер, буря сметает все на своем пути) – Блок говорит: «Революции приходят, опоясанные бурями». А Флоренский назвал поэму «Бесновидением в метель». Метель перед нами, а где же бесы? – Кто появляется в первой главе? (Поп, старуха и др.) (Иллюстрации Анненкова к поэме могут быть выведены через проектор или как раздаточный матереиал). – Какую форму выбирает Блок для выражения их содержания? (Обрисовал героев схематично, нет глаз, лица похожи на маски, страшный карнавал) – Почему Блоку понравились иллюстрации Анненкова к поэме? (Форма и содержание иллюстраций совпадают с блоковским текстом) – Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В данном случае живопись является еще одним доказательством объективности Блока. Поэма – жанр лиро-эпический. – Что является в содержании поэмы воплощением эпоса? (Революционные события) – Что является воплощением лирики? (Любовный треугольник ) Работа с текстом поэмы – Кто главный герой? (Патруль) – Найдите их коллективный портрет во второй главе. Зачитывают портрет. – На что намекает Блок? (На уголовное прошлое патруля. – Верно, на полях поэмы Блок поместил некрасовскую строчку: «Жило двенадцать разбойников» – В чем символика количества человек в патруле? (Двенадцать апостолов, традиционный для античной драматургии хор – вестник судьбы) – Воспользуйтесь таблицей и проанализируйте содержательную и символическую стороны этого образа. Найдите портрет Катьки в 4 главе. (Ученики зачитывают портрет) – Кто такая Катька? (Падшая женщина) – Какую форму выбрал Блок для рассказа о ней? (Разбойничью песню) – Найдите слова, которые описывают любовные отношения в поэме. («Поблуди, спать с собою положи») – Сравните, используя таблицу антонимов, любовь до революции и после. – Каков подтекст, символика женского образа в поэме? (Женщина – символ возрождения. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.) Лирический герой – Чьими глазами видит революцию читатель? (Глазами автора-поэта) – Где он находится? (Где-то высоко) – Хочется показать вам перекличку времен. Недаром, стихотворение о назначении поэта «Арион» Пушкина Блок упоминает в статье «Интеллигенция и революция» – Что до шторма делал поэт? (Пел пловцам) – Какова символика шторма? (Некая трагедия, переворот) – Спроецируйте содержание стихотворения на эпоху революции 1917 года. Чем сходно поведение лирических героев? (Как и прежде автор беспристрастен, он на стороне искусства, он слушает революцию, рассказывает о ней будущим поколениям) Жанры – Если революция – это музыка, то и жанры (формы) для рассказа о ней Блок выбирает музыкальные. Соотнесите отрывки из поэмы с жанрами. Работа с раздаточным материалом – таблицей “Жанры-Текст” (см. Приложение 3). Учитель проверяет работу учеников. – Есть ли порядок в чередовании жанров? Почему? (Порядка нет. Какова форма таково и содержание: все смешалось в страшной и прекрасной симфонии революции) – Каждый из вас услышит свою музыку в поэме Блока. Я услышала такую музыку… (Звучит отрывок из балета Прокофьева “Ромео и Джульетта”) Последняя строфа – Под вой ветра и выстрелы автор подводит читателя к заключительной строфе. Ее загадку разгадывают по сей день. Не претендуя на конечную истину, попробуем дать строфе свою оценку. – Кто олицетворяет в ней добро и зло? (Христос и пес) – Какие эпитеты подбирает поэт к слову пес? (Находят в тексте) – Зачитайте строки, вводящие в образ Христа. В чем их особенность? (Другой ритм , другие звуки) – Видит ли патруль Христа? Почему? (Не видит, так как не верит в Бога.) – Блок назвал своих героев «дети в железном веке». Почему? (Они не ведают, что творят) – Почему Христос с кровавым флагом? (Возможно, берет ответственность за кровь, пролитую патрулем) – Где место патруля в завершающей процессии поэмы? (Патруль между добром и злом, но процессия движется за Христом, то есть в сторону добра и это закономерно, так как выражает объективный закон существования мира: единства и борьбы противоположностей) Учитель фиксирует на доске: «Христос – патруль – пес». IV. Подведение итогов урока Учитель демонстрирует на доске Приложение 5 . – Символом чего является круг? (Начала и конца, символом единства) – С помощью каких образов выткано содержательное полотно поэмы? (Патруль, Катька и Петруха, образы-маски) – Какими приемами пользовался Блок чтобы воплотить содержание поэмы? (Особый сбивчивый темп, мотив движения, контрасты, символика цвета, времени, места.) – Как содержание поэмы повлияло на жанровую специфику? – Как содержание поэмы отразилось на ее композиционном построении? – Слова Е. Эткинда записаны на доске: «В поэме все оказывается содержанием, каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл. По-настоящему понимать поэзию – значит понимать форму, ставшую содержанием». – Можно ли слова Е. Эткинда применить к творению Блока? (Да, так как в его поэме форма неразрывно связана с содержанием, отражая эпоху революции.) – Создав гениальную поэму, Блок выполнил свое пророческое назначение в роковые для России времена. Рефлексия Заполните анкеты экспресс-диагностики Творческое задание Запишите домашнее задание: написать сочинение на тему «Отражение эпохи в форме и содержании стихотворения О.Мандельштама «Мой век»» Выставление оценок с опорой на дифференцированный опросник (Приложение 4). «красные» вопросы – 5 «зеленые» – 4 «черные» – 3
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|