Преподавание русского языка "Что такое текст. Признаки текста. Тема и идея. Типы текста"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2691 Сабуренкова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛОК. 1. Какой из предложенных отрывков является текстом? 1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК. 1. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна. Восстановите первоначальный текст. 2. Данный отрывок не разделен на предложения. Является ли он текстом? С чьим рассуждением вы согласны? Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звездочки деревья сливались в одну темную массу стояла тишина в тихий зимний день вхожу в лес на лыжах чистые сугробы лежат под деревьями над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берез.
Может быть, вы предложите свой вариант рассуждения? 3. Две группы учащихся, анализируя различные тексты, должны были выявить свойства, которые делают текст текстом. Какая группа, на ваш взгляд, справилась с заданием лучше? А как бы вы выполнили это задание?
4. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста. Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить. (Задание предложено Потаповой Юлей, 5 класс). Составьте свое задание, подобное этому. 5. Найдите в тексте слова, выражающие основную мысль, и объясните их значение. В лесу.
В. Левановский. 6. Определите тему и идею данного текста.
Как вы думаете, сколько здесь текстов: 2 или 1. 7. Познакомьтесь с текстами. 1) Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания. (По А.И. Куприну) 2) - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва. 3) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький и большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый. Составьте модели речевой ситуации (Рс) для каждого текста, воспользовавшись общей схемой: Определите стиль речи для каждого текста. Какие еще доказательства, кроме речевой ситуации, вы можете привести в защиту своей точки зрения? 8. Определите тип речи для каждого из данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения. 1) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека. 2) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…(По А.Н. Толстому) 3) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла. (По А.И. Куприну) 9. Объясните, почему слово честный пишется с буквой “Т”. Каким типом текста вы воспользуетесь в своем ответе? Докажите. 10. Ученикам 5-го класса предложили дать описание клубники. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Докажите свою точку зрения. Какие средства языка помогли автору ярко “нарисовать” предмет, передать свое отношение к нему? 1) В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зеленые ягоды. С каждым днем они становились все крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды. 2) Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка, У нее дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зеленый воротничок. Очень красиво! 11. Перед вами два текста. Согласны ли вы с тем, как ученики определили тип текста? Приведите свои доказательства.
12. Определите тип текста, который можно использовать в сочинениях на данные темы. Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?
13. Когда вы пишете сочинение, вы создаете свой текст. Перед вами беспорядочный набор действий, которые рекомендуется выполнять при написании сочинения на заданную тему. Приведите его в систему, для чего расположите действия в нужной последовательности. Предлагаемый вами порядок обоснуйте.
В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |