Преподавание русского языка Комплексный анализ в 9-м классе (урок)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1722 Плискановская Лилия Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1. Закрепить умения ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. 2. Вырабатывать умение правильного и глубокого понимания литературного произведения и анализировать языковые явления. 3. Развивать монологическую лингвистическую речь учащихся. 4. Создавать условия для развития творческих способностей учащихся. Оборудование: образцы текстов русских мастеров слова: И. А. Бунина, Н. В. Гоголя; портрет И. А. Бунина; Этимологический словарь русского языка под ред. М. Фасмера. Ход урокаI. Сообщение темы и цели урока II. Работа по теме урока 1. Проверка знания теории в процессе выполнения практических заданий. (Цель работы: выученные тексты предоставляют богатый материал для повторения различных грамматических тем, могут быть своеобразным эпиграфом, определяющим основной эмоциональный настрой урока).
- Прочитайте стихотворение, написанное в 2001 году. Чем является родная речь для автора? - Будут ли однокоренными слова родная, родник, рождает? Есть ли между этими словами связь? Прочитайте текст ещё раз, запишите в тетради. (Взаимопроверка)
“А” - Аргументируйте свой ответ на основной тезис стихотворения: “Родная речь – отечеству основа”. В качестве образца прилагается ответ на часть “А”: Величайшее богатство народа – его язык. Самое удивительное и прекрасное, что дано человеку, - это дар слова. Ведь Библия гласит: “В начале было Слово, и Слово было Бога… Всё через Него начало быть…” Я думаю, что в характере каждого человека, который родился и вырос в России, который впитал в себя “русский дух”, есть какая-то стихия, необузданное кипение страстей и в то же время смирение и безграничное милосердие. Это удивительное противоречие души русской всецело выражает наш “гибкий”, “пышный”, неисчерпаемый язык. Да, действительно, родная речь – Божественный родник, воду которого пил и автор “Слово о полку Игореве”, и гений Пушкин, и мятежный Лермонтов, и видевший Русь издалека Гоголь. Для них слово было делом великим. Я сознаю, что надо бережно относиться к нашей родной речи. И в наше время перед каждым человеком стоит задача хранить “Великий, Святорусский наш язык”. Только тогда мы будем понимать, что слово – это поступок и только от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым. “В” - Объяснить знаки препинания в стихотворении. Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Что они выражают: просьбу или требование? В каком стиле чаще всего употребляются эти глаголы? “С” - Назовите способы образования слова Божественный. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Укажите тип подчинительной связи, который используется в словосочетании Святорусский язык. Составьте свои словосочетания. Объясните постановку знака препинания в первом предложении. Запишите своё предложение с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.
2. Углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне широких обобщений.
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н. В. Гоголь - Ребята, вы показали своё умение работать со словарём, который поможет вам анализировать далее текст.
На доске демонстрируется портрет И. А. Бунина. - Знаком ли вам этот портрет? - Что вам известно об этом писателе? (Классик русской литературы И. А. Бунин – почётный академик по разряду изящной словесности, Нобелевский лауреат, которому в 1933 году была присуждена премия “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер”. Ранние рассказы И. А. Бунина печальны и элегичны. Его художническое зрение предельно остро – в прозе играет и действует любая деталь, сразу запоминаясь. Но не фабула движет эту прозу, не сюжет, а хрустальный язык. М. Горький, прочитав “Антоновские яблоки”, восклицает: “Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно”). На примере фрагмента из повести “Антоновские яблоки”, мы попытаемся провести комплексный анализ текста, проявить выразительные возможности языка, связанные с замыслом художественного произведения. И.А. Бунин АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада- сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги - два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони - и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки… (Цель задания: развивать и углублять представления об изобразительно – выразительной роли синтаксических конструкций; развивать творческие способности и художественный вкус учащихся. “Исследование текста”- поиск его особенностей в его единстве формы и содержания, идеи и стиля). Останавливаю внимание учащихся на том, как тематические группы слов обеспечивают единство текста. 1. Тема сада: садового вала, в саду, вишневых сучьев, в глубине сада, точно вырезанные из черного дерева по яблоням, по всему дереву, скользнет с яблони, по всей аллее. Обратите внимание на слово вал. Какова его этимология? (Сообщение ученика об истории слова вал, волна, каток по “Этимологическому словарю русского языка” М. Фасмера, издание 3-е, 1996г.) 2. Время: к ночи, темнеет, к ужину, по студёной заре. 3. Пространство: на гумне, садового вала, в саду, в глубине сада. - Данный словесный ряд передаёт перемещение субъекта речи в пространстве. 4. Запахи: ржаным ароматом, душистым дымом. 5. Звуки: голоса на деревне, скрип ворот. 6. Ощущение: очень холодно и росисто, по студеной заре. 7. Лексику связанную с передачей цвета можно разделить на две группы. - Какие два цвета преобладают в тексте? Какую роль в тексте они выполняют? - Поскольку перед нами художественное описание, то доминирующими частями речи являются прилагательные, существительные, причастия. Обратим внимание и на глаголы, которые помогают представить действие ярко, реально, живописно. Безличные глаголы фокусируют внимание читателя на явлениях природы. Такое погружение в мастерство писателя вам необходимо для речевого, интеллектуального развития. Выполняем задания по дифференцированным программам. “А” - сделать анализ синтаксического уровня. Какова роль сложносочинённых, бессоюзных предложений в тексте? Образец ответа на часть “А” прилагается: Я считаю, что сложносочинённые предложения помогают мне зримо представить конкретно – чувственный образ сада. Например: “То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки…” Союз и передаёт последовательность явлений, что создаёт цельное динамическое описание. Повторяющийся сочинительный союз то…то передаёт чередующиеся явления. Бессоюзная связь в предложениях конкретизирует “сказочную картину” сада. Таким образом, благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче, разностороннее. “В” - Найти односоставные предложения, определить вид, какова их роль в тексте? Образец ответа на часть “В” прилагается: Исследовав текст, я понял что односоставные безличные предложения (К ночи в непогоду становится очень холодно и росисто. Темнеет) являются художественным средством изображения мира природы. Односоставное назывное предложение (В темноте, в глубине сада, - сказочная картина…) позволяет сфокусировать внимание читателя на объекте эстетического восприятия. Все предложения находятся в одном абзаце, его единство придаёт всей картине природы целостность и завершённость. Их роль в предложении велика. Действительно безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, - самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. “С” - в приведённом фрагменте использованы тропы и стилистические фигуры. Какова их роль в тексте? Образец ответа на часть “С” прилагается: Автор использует возрастающую градацию: темнеет, в темноте, в глубине сада…, точно в уголке ада. Метафора: То…ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. Сравнение: точно вырезанные из чёрного дерева, точно в уголке ада. Первое сравнение придаёт повествованию выпуклость, рельефность, а также цветовую насыщенность. Второе сравнение выражает не только чёрно-красную гамму цветов, но и придаёт тексту дополнительные экспрессивные значения, связанные с образом ада. И возрастающая градация, и метафора, и сравнения “работают” над созданием одного того же образа. Сад – микромир, изображение сада – картина мира, в котором есть место непознанному, таинственному и даже страшному. Проверив ваши работы, я могу сделать вывод. Анализ текста прежде всего помогает вырабатывать языковое чутьё, развивает вашу самостоятельность в монологическом ответе на лингвистическую тему. III. Закрепление знаний учащихся. 1. Сравнительный анализ текстов. Перед учащимися лежат заготовки стихотворения И. А. Бунина “У шалаша”
- Что общего между этими текстами? - Каким настроением они проникнуты? - При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение? - Укажите эпитеты, метафоры, олицетворения. Какова их роль в тексте? 2. Выполняем задания по дифференцированным программам коллективно. “А” - Написать миниатюру на тему: “У костра”. Выписать все местоимения, определить их разряды. Образец ответа на часть “А” прилагается: Потрескивал костёр, словно кто-то тихонько надламывал сухие поленья и сучья. Искры сверкающими огненными бабочками взлетали и исчезали, так и не добравшись до широкого узорчатого шатра, образованного могучими ветвями дуба, - шатра, на котором, казалось, были вытканы звёзды, просвечивавшиеся сквозь листву. “В” - Выписать и сгруппировать слова из текстов по теме: “Н и НН в суффиксах разных частей речи”. “С” - Чем интересны фонетически слова из текстов: становится, гигантские, змеям, счёта? IV. Итог урока - Что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Ребята, данный подход позволил вам не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ художественного произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как они работают над передачей содержания текста, его смысла. V. Домашнее задание. Какие размышления у вас вызвал текст И. А. Бунина? Обоснуйте письменно. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |