Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2575 Ширяева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны. Задачи урока:
Оборудование: мультимедиа. Ход урока.I. Организационный момент.II. Объявление темы и цели урока.Эпиграф к уроку:
III. Вводное слово учеников.Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни. Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь. Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь. Ученик 1. Тогда ещё не знали вы, (слайд: голос Левитана о начале войны) IV. Проверка домашнего задания.- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? Прочитайте написанные вами синквейны. V. Вступительное слово учителя.Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.А) Гимн сражающегося народа. Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война»
Б) Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня» - О чём стихотворение? - Каков, на ваш взгляд, жанр данного стихотворного произведения? Почему именно так определили жанр стихотворения? -Какое слово является ключевым? В)
Г) Поэт – песенник М.Исаковский
Работа над содержанием стихотворения. - Почему стихотворение можно назвать повестью? - В чём, по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и «Враги сожгли родную хату»? (солдат выполнил своё обещание, слово : «Жди меня, и я вернусь…») Д)
- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному? - Какие краски при этом использовали бы? Е) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги»
- О чём она? Ж) Песня сердца и души. А.Фатьянов, В.Соловьёв – Седой
– Почему песню «Соловьи» называют народной? VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек? VII. Заключительное слово учителя.Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». VIII. Итог урокаЗвучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли» И озвучиваются статистические данные: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней она унесла. Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13. Презентация в архиве совместно с аудио-файлами в нее включенными. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |