Преподавание русского языка
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1613
Ким Зоя Чан-Намовна, Учитель Концептуальная цель: развитие языкового чутья и языковой культуры. Цель: развитие правильности и выразительности речи. Задачи: 1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них. 2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения. 3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы. 4. Роль вводных слов и конструкции в речи. Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи? Этапы (стадии) урока | Деятельность учителя на уроке, комментарий к ходу урока | Деятельность учащихся на уроке | 1 стадия Вызов | 1. Вступительное слово о целях и задачах урока. Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали несколько уроков. Поэтому частично повторим теорию, будем развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы. Конечно же, как и на любом уроке, опираясь уже на известное, изученное, узнаем что-то новое и интересное о вводных словах и конструкциях. И новое – это роль вводных слов в речи. Мы будем наблюдать за употреблением вводных слов и предложений, а к концу урока вы сами сможете сказать об их роли в речи. 2. Актуализация опорных знаний. Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов. (вводное – ВВОДИТЬ (вспомнить лексическое значение слов вводить, ввести: 1. заставить войти, привести куда-нибудь. 2. кого-что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим), слово, КОНСТРУКЦИЯ (новое) – дается лексическое значение (1. строение, сооружение. 2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение); | Вводными называются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически. | | отличие слова от словосочетания и предложения (СЛОВО – единица языка, которая служит для называния отдельного понятия, ОТДЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – сочетание двух или нескольких слов грамматически и по смыслу, ПРЕДЛОЖЕНИЕ – сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль), пунктуация – расстановка знаков препинания). | Вводными могут быть словосочетания и предложения (Учащиеся вспоминают уже известное) | | А так ли важно ставить знаки препинания? (ответы учащихся). В классическом примере КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти. А в шутке про кисель из резины: Кисель там варят из резины Галоши делают из глины Кувшины лепят пирожки… - Мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых. | | | Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального художественного приема, когда писатель с его помощью ярче, эмоциональнее, глубже может выразить речь. Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в предложениях с вводными словами и конструкциями (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) | | | (Составляется обобщающая таблица “Пунктуация в предложениях с вводными словами и конструкциями) – таблицу составляет учащийся с помощью учителя и учащихся (более сильным учащимся предлагается составить свой вариант таблицы, схемы, кластера) Затем коллективно анализируем таблицу. | | | | Систематизация информации, материала (таблица, схема, кластер), рассказ по ключевым словам, задают вопросы, на которые хотел бы получить ответы. | | - Итак, на таблице мы видим три типа знаков препинания, соответственно три типа предложений. С какой же интонацией произносятся предложения каждой группы, выберите примеры, вводные слова и конструкции выделить маркером. Таблица дополняется примерами (примеры выбираются из предложенных учащимися предложений). - Попробуем с правильной интонацией прочитать предложения с запятой, скобками, тире. Учащиеся читают, учитель вычерчивает на доске “партитуру” интонации, указывая стрелочками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями – паузу. | | 2 стадия СМЫСЛОВАЯ | 1. Новое – стилистическая роль вводных слов и конструкций. Поскольку предложения используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления. | Учащиеся читают или слушают текст, ведут записи, отбирают материал . САМОЯТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (Учащиеся называют значения) | | Мы уже знаем, что вводные слова могут выражать различные значения: ЗАДАНИЕ: Отобрать слова в связи с их значениями (игровая форма – кто быстрее?) – работа в парах. | Работа в парах (рассуждения учащихся). | | Итак, давайте вместе подумаем, где и когда уместно применение вводных слов? Можно привести примеры: В разговорной речи - Я думаю, завтра будет хорошая погода. В художественном тексте – Может, скажешь что-нибудь Что может краткое свиданье Мне в утешенье принести? (М. Лермонтов) В тексте-рассуждении – Во-первых, ………… Во-вторых, ……….. В-третьих, …………. Наконец, …………. Итак, …………. Следовательно, ………… Таким образом,…………………. | | | ЗАДАНИЕ: Раздаются тексты (различного стиля и типа речи). | | | | Пары должны проработать текст, определить стиль и тип речи, сделать вывод о роли вводных слов в этих текстах. После выполнения задания каждая группа делает вывод по своему тексту. | | ОБЩИЙ ВЫВОД (записывается): Вводные слова и предложения широко используются в разговорной, художественной и публицистической речи | | 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ | ЗАДАНИЕ: Используя вводные слова, словосочетания и предложения напишите небольшое рассуждение на тему “Для чего нужны вводные слова”. (Наиболее сильным учащимся) | Выполнение творческого задания (сильные уч-ся) | | Остальные дополняют предложения: При помощи вводных слов говорящий выражает…….. Вводные слова могут иметь следующие значения:……… Вводные слова и конструкции на письме выделяются……., а в устной речи … | Учащиеся зачитывают свои работы. | | ИТОГ: зачитываются сначала дополненные предложения о вводных словах, затем – творческие работы. Подводятся итоги работы на уроке . | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|