Преподавание русского языка Систематизация и обобщение изученного по теме "Местоимение" (мультимедийный урок)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1160 Косенко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель Цель:
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором говорит, думает. Думает! Д.С. Лихачев Ход урокаI. Организационный моментУчитель. Здравствуйте, ребята! Говорят, как начнешь день, таким он будет до самого вечера. Так пусть сегодняшний день будет плодотворным, полным интересных встреч и событий. А мы начинаем наш урок. Прежде чем начать работу над темой урока, хочу в очередной раз обратить ваше внимание на истину, давно известную нам: на назначение нашего языка. Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без него невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Вспомните библейскую легенду о вавилонской башне: когда народы перестали понимать друг друга, они рассорились и не могли продолжить строительство. Когда мы общаемся, то произносим слова. Слов в русском языке много . Вы уже знаете, чем они друг от друга отличаются. Но есть у слов и общие признаки, объединяющие их в группы, – части речи. Со многими из них мы уже знакомы, все они что-нибудь обозначают. Приведите примеры таких частей речи. И только одна часть речи не обозначает. Что же она делает? (Указывает на предметы, признаки и количества.) Обратимся к эпиграфу нашего урока. (Учитель читает эпиграф. Это высказывание Д.С. Лихачева.) Слайд 1. Приложение. – Что утверждает своим высказыванием Д.С. Лихачев? – Назовите местоимения, использованные публицистом в речи. – Ваши ответы дополнит сообщение… Ученик 1: Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют.) Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто…). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например: (Слайд 2.) А.С. Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…”,используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства. А в стихотворных строчках Сергея Есенина: (Слайд 3) “Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем. Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе. Учитель. Ребята, а вы могли бы привести примеры стихотворных строчек с использованием местоимений? Ученик 2. Местоимение – это самостоятельная часть речи. Которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них. (Слайд 4) Слово местоимение латинского происхождения: “промен”, что в переводе обозначает “вместо меня”. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”. По соотношению с другими частями речи выделяются следующие группы местоимений:
(Группы местоимений записаны на доске.) Учитеоль. Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу и подумаем, с какой частью речи можно соотнести местоимения самая, его, на котором. Во время выступления у доски работают ученики с карточками. Карточка № 1
Карточка № 2
Учитель. А теперь прослушаем результат работы с карточкой № 1. Ребята, так что же такое местоимение? О разрядах местоимений нам расскажет ученик, выполнявший карточку № 2. (Проверяем, используя слайды 5, 6) Вопрос: Ребята, местоимения каких разрядов очень похожи, но имеют разное значение? (Вопросительные и относительные.) – В чем сходство и различие этих местоимений? Задание: Под диктовку записать предложения; объяснить постановку знаков препинания, написание приставки, во втором предложении найти слова, написание которых подчинено одному правилу; найти местоимения и определить их разряд, синтаксическую роль. 1. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? 2. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. 3. Олененок не воспринимал запахов, которыми дышал лес. Инсценирование сказки В инсценировании участвуют 4 человека: рассказчик, две девочки и мальчик. У мальчика на груди табличка с буквой С (предлог), у одной девочки НИ (частица), у второй – КЕМ (местоимение). В ходе рассказа сначала девочки стоят вместе (читаем: НИКЕМ – отрицательное местоимение). Когда появляется мальчик, девочки разбегаются в разные стороны, а озорник становится между ними (читаем: НИ С Кем – частица, предлог, местоимение). Учитель. Ребята, внимательно послушайте и посмотрите выступление товарищей. Ответьте на вопросы: о каких частях речи будет рассказано? Какие отрицательные местоимения прозвучат? Как их следует писать? Жили-были две девчушки – две подружки. Были они неразлучные, вместе гуляли, никогда не расставались. Однажды их встретил озорник. Он НИ С КЕМ не дружил, НИ В КОМ не нуждался, НИ ЗА КОГО не заступался. Поссорил он подружек. – Не хочу, чтобы вы дружили. НИ С КЕМ не дружите, НИ С КЕМ не делитесь, НИ С КЕМ не общайтесь. Испугались подружки, разбежались в разные стороны. А озорник встал между ними. – Не будем стоять рядом с тобой. На письме, ребята, не соединяйте нас с ним. С тех пор стали люди писать их раздельно. Но когда озорника не было, девочки опять дружили, и на письме их не разделяли. Стоило только появиться озорнику, как они тут же ссорились. – В сказке говорится об отрицательном местоимении НИКЕМ, которое пишется слитно. Если же появляется предлог, то пишем раздельно НИ С КЕМ (частица , предлог, местоимение). В сказке встретились также отрицательные местоимения НИ В КОМ, НИ ЗА КОГО, которые пишутся раздельно, в три слова. Учитель. Ребята, а что мы еще должны помнить при написании отрицательных местоимений? (В отрицательных местоимениях приставка НИ– безударная, в ней пишется буква и.) – Правописание каких местоимений еще мы изучили в 6-м классе? (Неопределенных.). – Что мы знаем о их написании? (В неопределенных местоимениях приставка НЕ – всегда находится под ударением и пишется слитно. Неопределенные местоимения с приставкой КОЕ- и суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис. Если КОЕ – отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.) Задание: запись под диктовку; объяснить написание местоимений; определить начальную форму и разряд местоимений. Не у кого было спросить (некого); ни с кем не советовался(никто); поговорил кое с кем(кое-кто); ни от кого не зависит(никто); ни о чем не беспокойся(ничто); с кем-то переписываться (кто-то); о чем-то рассказывать( что-то). В это время работа с перфокартами 4 ученика.
Самостоятельная работа (Слайд 7): выпишите в одну колонку отрицательные местоимения, во вторую – неопределенные. Кое с кем, ни к кому, ни у кого, не с кем, кое у кого, кое с чем, ни от чего, не за что, кое к кому, ни перед чем, кое за чем, ни к каким, ни на сколько. Домашнее задание Выполнить упражнение № 454. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |