Преподавание литературы Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1026 Маркова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,21 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г.Белинский. Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы.
Уроки литературы – это прежде всего уроки нравственности. Уроки литературы как никакой другой школьный предмет помогают растущему человеку обрести ценностные ориентации: умение восхищаться окружающим миром, противостоять злу и насилию, ощущать чужую боль или радость как собственную, бережно относиться к родине, любви. Современный учитель – философски образованный человек, с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Это творческий человек, ищущий новые подходы в обучении, умеющий схватывать все новое, осмысливать его и применять в своей работе. Он ставит перед собой задачу воспитания и формирования интеллектуальной, свободно мыслящей, гармоничной личности. Чтобы соответствовать таким требованиям, учитель обречен на непрерывное самообразование. Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности – в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного, двух языков программирования и основ информатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Компьютер должен освобождать преподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны в первую очередь способствовать творческим начинаниям учащихся, стать ступенью для повышения эффективности учебного процесса. В последние годы учебная среда становится шире, учебная работа частично выходит за пределы класса, «уходит» от учебников и рабочих тетрадей во внешкольную область, в том числе в виртуальное пространство. Современный учитель должен уметь эффективно пользоваться этими ресурсами. В рамках информатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, проекты и.т.д. Таким образом, для учителей открывается интересная перспектива использования интернет-ресурсов как средства повышения эффективности обучения в образовательной школе, установления обратной связи «учитель-ученик», позволяющей реализовать личностно-ориентированный подход, дифференциацию и вариативность образования, подготовить учащихся к непрерывному образованию. Подводя итоги, скажем, что использование интернет-ресурсов, безусловно, играет большую роль в учебном процессе, повышает его эффективность и качество знаний учащихся. Класс: 11 Тема: Цветы в лирике А.А.Ахматовой Цели и задачи:
Оборудование: ИКТ, портрет Ахматовой, сборники ее стихов. Эпиграф к уроку: «Как ароматен точностью язык!» ХОД УРОКА – О творчестве и жизни А.А.Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. (Слайд 1): Тема нашего урока: «Цветы в лирике А.Ахматовой» (Слайд 2): Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики. Ее цветы реальны, видимы, и создается впечатление, что мы чувствуем их ароматы, что они имеют определенный цвет, как в стихотворении «Вечерняя комната» из сборника «Вечер»: (Слайд 3): Я говорю… (стихотворение читает ученик) Словарная работа: хризантема – вечность… Белая хризантема как бы замедляет в начале стихотворения его ритм – наряду с невинностью и чистотой белый цвет символизирует – вечность. Однако степенность нарушается «яркими георгинами», что символически можно расшифровать как надежду на перемену, движение. В ее сборнике «Вечер» «живут» – розы, лилии, маргаритки, левкои, хризантемы, георгины, цветущий шиповник. (Слайд 4). Но цветы нужны Ахматовой не для того, чтобы создать романтическую обстановку. Тюльпан издавна считается символом признания в любви, красный цвет – это любовь, борьба, мощь, гордость. А «тюльпан в петлице» рождает гамму чувств, которые мы находим в стихотворении «Смятение». (Слайд 5):
Цветы проходят одним из лейтмотивов не только через лирику, но и через жизнь Ахматовой. Если прибегнуть к словарю цветов, можно сказать, что «скрытой любви, покорности» – ландыш Ахматова предпочла «недосказанность и томительную склонность» – гиацинты. (Записывают в тетрадях) В «Четках» встречаются упоминания таких цветов, как тюльпан, сирень, розы, гвоздики, мимоза. В сборнике «Белая стая» соседствуют изысканные и простые цветы: розы, сирень, фиалки, бессмертник. В сборниках «Подорожник» и «Anno Domini» роскошные цветы уже не упоминаются столь часто, и появляются полевые цветы, подснежники. Здесь простота преобладает над утонченностью. Творческим итогом 1935-1948 гг. являются «Седьмая книга» А.Ахматовой. Здесь одуванчик, и крапива, и чертополох, а рядом – нарцисс, роза, резеда, сирень, фиалка, черемуха. Если учитываешь семантику цветов, их символическое значение, то нам откроется смысл стихотворений поэта: черемуха – отрадное чувство, но через «белый траур» мы видим вечную трагедию, драму; крапива, чертополох – предостережение; желтый одуванчик надежда на будущее, стимулирующая к жизни; сирень – чистая любовь; нарцисс – нежность, кротость. В последние годы жизни Ахматовой из ее творчества цветы почти исчезают, но розы, шиповник, вереск, гвоздики, сирень, фиалка манят нас своим ароматом и красотой… Цветы, «выращенные» А.Ахматовой на страницах ее сборников, пробуждают в нашей душе чувства красоты, верности, долга. (Слайд 6 – ученик читает стих). Так звучат в «Беге времени» стихи, обращенные к «Городу Пушкина», где мы также ощущаем одичалость роз и их аромат. Трепетное отношение к Пушкину Ахматова пронесла всю жизнь. – Итак, мы познакомились с цветочной поэзией Ахматовой. Домашнее задание: Напишите мини-сочинение «Красота спасет мир». Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |