Преподавание русского языка О, край родной...Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2170 Дедкова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока:
Оборудование:
Эпиграф к уроку: Ход урока 1. Организационный момент. 2. Начало урока. Звучит тихая музыка, показываются фотографии (слайды) природы родного края, на этом фоне читаются стихи. (Приложение 1) 1 чтец:
2 чтец:
3 чтец:
4 чтец:
А.Каныкин - Что объединяет эти фото и стихи? Какова их тема и идея? (Красота родной земли. Автор стихотворения говорит о связи поколений. Вы – будущее Земли, вам её беречь, делать краше.) 3. Объявление темы и цели работы на уроке. - Сегодня, ребята, вы работаете в группах. На уроке поразмышляем об очень важных, актуальных на сегодняшний день проблемах. Разговор пойдёт о природе и отношении к ней. Мы закрепим знания о публицистическом стиле и научимся составлять высказывание по заданной теме. - Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова М.Пришвина? Объясните их. Почему в этом предложении поставлено тире? (Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом.) - Без слов, с которыми вы будете работать сейчас, нам, я думаю, не обойтись при составлении текста. Ваша задача – записать слова, объяснить орфограммы (слова с пропусками букв написаны на доске):
- Записанные вами слова характерны для какого стиля речи? Где мы их чаще всего употребляем? (Книжный, публицистический, научный. Статьи в газетах, учебники, СМИ: радио, телевидение.) (На доске появляется табличка с признаком публицистического стиля.) - Ребята, а как называется наука, изучающая природу, способы её охраны? (Экология.) (Слово написано на доске.) - Человек должен беречь природу. Это записано и в основном законе жизни нашей страны Конституции РФ. (Показать.) (Чтение учащимися статей Конституции РФ 42,5.) - В защите природы, ребята, выражается и любовь к родной стране. Перечитайте ещё раз эпиграф к нашему уроку. Мы с вами тоже можем и должны принять участие во всенародном деле защиты природы. Это долг гражданина нашей страны. Как это сделать? (Не сорить, не губить деревья, животных, ... .) - У К.Г.Паустовского есть произведение о Мещёрском крае. С отрывком из него вы сейчас и будете работать (текст напечатан на карточках):
Задание. Вставить пропущенные буквы и графически объяснить их написание. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически). (Проверка задания.) - Начало нового века характеризуется огромным воздействием человека на окружающую среду. Как влияет человек на природу? (Добывает полезные ископаемые. Вырубает леса, уничтожает растения и животных.) Некоторые растения и животные уже занесены в «Красную книгу». (Показать «Красную книгу» Архангельской области.) 4. Работа с учебником русского языка. - Обратимся к упр. 63 в вашем учебнике. Прочитайте текст. Какие слова из него можно использовать в качестве вывода (итога) всему ранее сказанному нами? (В природе всё в равновесии. Эту взаимосвязь легко разрушить, а восстановить гораздо труднее. Обществу нужны строгие законы об охране природы. К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся редко.) - Обратите внимание, в этом тексте автор использует ряды однородных членов, одинаковые по построению предложения. Это тоже признаки публицистического стиля. (На доске появляется табличка с признаками стиля). 5. Работа со статьями газет «Вельск-инфо», «Вельские вести». - А как, ребята, обстоят дела с охраной природы в нашем районе? Вы работали с местными газетами, подбирали статьи, заметки о природе. Сообщения учащихся о прочитанном в местных газетах. (Вырубают леса, пожары, мусор в городе и в лесу, ... .) (Приложение 2) Всё это – дело рук человека. - Какие названия, заголовки этих статей? На что вы обратили внимание? (Остановитесь! Не рубите! Нельзя так жить! и т.д.) - Значит, в газетных статьях используются заголовки, привлекающие к себе внимание читателей. Побудительные предложения. Есть обращения. Это тоже признаки публицистического стиля. (Табличка с признаком стиля появляется на доске.) - Как вы, ребята, относитесь к проблеме, поднимаемой на страницах наших местных газет? (Ответы учащихся.) - А вот какие интересные факты из истории обнаружили в газете «Вельск-инфо». (Чтение учеником отрывка из статьи). 6. Самостоятельная групповая работа учащихся по составлению текста публицистического стиля. - Сейчас, ребята, перед вами стоит задача – составить текст публицистического стиля – обращение к сверстникам. Основные признаки стиля мы с вами вспомнили. Вы можете пользоваться тем материалом, с которым работали на уроке. Работаете в группах. Помогаете друг другу, т.к. работа для вас новая и трудная – создание публицистического текста. Можете делать записи, листочки-черновики у вас есть. (Учащиеся работают в группах. Проверка работ – чтение 1-2 работ). - Спасибо за интересные работы. Что не успели написать на уроке, доделаете дома. 7. Подведение итогов работы на уроке. - Обратимся ещё раз к теме нашего урока, к его названию «О, край родной…» - Как вы думаете, почему я поставила после этих слов многоточие? (Мысль не завершена, можно продолжить…как ты прекрасен (печален) и т.д.) И интонация прочтения может быть разной: радостной, печальной (сожаление). - Мы с вами, ребята, можем сделать так, чтобы данные слова звучали радостно. А для этого надо....любить и охранять природу. «Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной. - Спасибо всем за хорошую работу на уроке, а особенно ... . (Объявление оценок.) 8. Домашнее задание. - Доработайте свои обращения к сверстникам, оформите их, соблюдая стилевые нормы. Ваши работы будут помещены на стенде. С вашими обращениями познакомятся учащиеся школы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |