Преподавание литературы Литературно-музыкальная гостиная "Тебе, о Родина сложил я песню ту…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 785 Гусева Альбина Владимировна, зав. библиотекой Презентации к урокуЗагрузить презентацию (52,26 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Ведущий 1:
Ведущий 2: Знает ли кто-либо другого поэта, на стихи которого было бы сложено столько песен, сколько их сложено на стихи Сергея Есенина? Никого из русских поэтов не поют столько, сколько поют Есенина. И через эстрадную и авторскую песню. И через песню уличную и тюремную. Ведущий 1: Сам песенный характер его стихов сложился и был впитан со всем крестьянским обиходом, с теми песнями, поверьями, частушками, которые в изобилии он слушал с детства. И его собственные стихи стали песней, где-то нежной, где-то грустной, где-то раздольной, а где-то разгульной. Еще Гоголь писал, что в русских народных песнях много привязанности к какому-то безграничному разгулу, к стремлению нестись куда-то вместе со звуками. Ведущий 2: Мы хорошо знаем стихи поэта, но жизнь его знаем хуже. Ведь на много лет он был предан забвению. Сегодняшняя литературная гостиная посвящена как раз этому. Сергей Есенин.Жизнь. Образ. Стихи. Эпоха.Чтец: “Родился я в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и считал, что так я крепче буду. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.!” - писал Есенин в своей автобиографии. Чтец:
Ведущий 2: “Ничего особенного в нашем Константинове не замечалось, - рассказывает младшая сестра поэта Александра Александровна. – Тихое, чистое, посредине – церковь. В зимнюю непогоду с нее раздавались глухие удары колокола – сигнал для тех, кто попал в беду. Отец наш Александр Никитич и мать Татьяна Федоровна из-за семейных неурядиц несколько лет жили порознь: он – в Москве, она – в Рязани. Сергея же взял к себе в дом Федор Андреевич Титов, наш дед по материнской линии”. Ведущий 3: Пять лет Сергей жил в разлуке с родителями, и сестра поэта говорила, что он привык считать себя сиротой. Случай нередкий в истории жизни русских поэтов. Это несомненно, рана доверчивому детскому сердцу, инстинктивно нуждающемуся в заботе родителей, но как трудно зарубцовываются эти раны, а порой кровоточат всю жизнь! Чтец:
Ведущий 1: Так писал шестнадцатилетний Есенин. Однако сам Есенин чтил своего деда и как-то заметил, что никто не имеет для него такого значения, как дед. Чтец: “Ему я более всего обязан… Это был удивительный человек, яркая личность, широкая натура, “умственный мужик”. Имел прекрасную память, знал наизусть великое множество русских песен и духовных стихов. Был удачлив и смел, в работе спор, знал, как и чем расположить собеседника. Имел приятный голос, с детьми был добр и ласков, вместе с тем вспыльчив, а иногда даже жесток”, - говорил о деде Сергей. Чтец:
Ведущий 2: Сергей унаследовал от деда многие черты характера. По настоянию деда Сергей рано обучился грамоте и читать умел уже в пять лет. В 9 лет Есенин сел за парту. К тому времени ссора между родителями улеглась. Мать вернулась в Константиново, отец продолжал жить в Москве, работая приказчиком в мясной лавке. Дом совсем обветшал и на его месте построили крестьянскую избу. Чтец:
Ведущий 3: Окончил школу Сергей с похвальным листом. Из 11 учеников испытания на “пять” выдержали четыре человека, в том числе Сергей. Школьные товарищи Сергея помнили не только его озорство. Они рассказывали о его ясном уме, его великолепной памяти. По памяти он декламировал множество стихов Некрасова, Кольцова, Никитина. С детства Есенин следовал мудрому пушкинскому афоризму: “ Чтение – вот лучшее учение”. Родственники решили сделать из него сельского учителя и потому отдали в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Ведущий 1: Закончив Спас-Клепиковскую школу он едет в Москву. У родителей надежда, что он станет учителем, Сергей же мечтал о поэтическом признании. Стихи начал писать рано, в 16-17 лет, в 18, разослав в разные газеты и журналы свои стихи, был удивлен тем, что их не печатают. В Москве Есенин работал в типографии Сытина, что позволяло Есенину в какой-то мере удовлетворять интерес к литературе. Ведущий 2: В 1914 оду появляются в печати его первые стихи. Среди них: Чтец:
Ведущий 3: Но Есенину кажется. Что этого недостаточно. Он говорит: “Нет, в Москве ничего не добьешься”… и едет в Петербург. Там его встретили радушно. 9 марта 1915 года – день первой встречи с Блоком – стал для Сергея радостным и счастливым: его талант признал первый, признанный поэт России! Горький вспоминал позднее, что город тогда набросился на стихи Есенина, “как обжора набрасывается на землянику в январе”. Напечатана первая книга поэта под названием “Радуница”. Необычно звонкое название. Радуница… Радуга… Радость. Звучит песня “Выткался на озере алый свет зари” Ведущий 1: Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, ввергнутой в пучину Первой мировой войны, - к России, преображенной революцией, России советской – таков путь Великого перехода трудовой России в будущее. Этот путь был грандиозен. Но вместе с тем, он был суров и драматичен. И далеко не каждый из писателей того времени смог устоять на палубе корабля – России, когда разразилась революционная буря. Ведущий 2: “Я вновь в Москве…” Жизнь сводила Есенина с разными людьми. На литературных мостках Москвы появляется “передовая линия имажинистов”, и среди них – Есенин. Имажинистское окружение оказывало нездоровое влияние на поэта. Трагическая тема человека, чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из ее цепких лап, взволнованно раскрывается Есениным в ряде стихотворений “Москвы кабацкой” Голос Есенина. “Исповедь хулигана” Ведущий 3: В этой сложнейшей обстановке, в “развороченном бурей быте” Есенин растерялся. Вместо ожидаемого “мужицкого рая” - обезображенный войной и разрухой лик родной страны. Исток драмы – в крушении иллюзий: “Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…” Все мучительнее встает перед поэтом вопрос: “Куда несет нас рок событий?”. Чтец: “Сорокоуст”
4
Ведущий 3: Зима 1920 г. – начало работы над поэмой “Пугачев”. Самара, Оренбургские степи – те места, где Пугачев собирал свою рать. Вернувшись в Москву, Есенин продолжает работать над поэмой. В сентябре 1921 года он читал “Пугачева” труппе Большого театра, в том же месяце знакомится с Айседорой Дункан и увлекается ею. Имя Айседоры , ирландки по национальности, родившейся в Америке, стало известно еще в начале 90-х годов. Писатель Николай Никитин говорил о ней: “Это была великая артистка и, очевидно, это был большой человек. Приехать совершенно бескорыстно в Советскую Россию, едва оправившуюся от исторических пожаров, нужды, голода… Поверить в эту Россию мог человек лишь незаурядный” Ведущий 1: Многое, помимо личного, объединяло Есенина и Дункан в их поездке на Запад при внешне, казалось бы, различных задачах. Они направились в Европу и Америку как посланцы нового мира, чтобы рассказать на Западе о Руси Советской, рожденной революцией. Ведущий 2: Дункан писала: “Я увезла Есенина из России, где условия жизни пока еще трудные, я хотела сохранить его для мира. Теперь он возвращается в Россию, чтобы спасти свой разум, так как без России он жить не может.” Ведущий 3: Осень 1923 года Есенин вновь на родной земле. Поэт писал: “…Да, я вернулся не тем. Много дано мне и много отнято. Перевешивает то, что дано. Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства”. Ведущий 1: “Он был счатлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал дома, деревья… Уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем те, что там, у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей”, - писала артистка Камерного театра Августина Миклашевская. Чтец: “Возвращение на родину”
Ведущий 2: Возвратившись на Родину, поэт окончательно порывает с имажинистами. В августе 1924 года он публикует в “Правде” письмо о роспуске группы. Ведущий: 1924 год вместил в себя многое. В первых числах декабря в спальный вагон поезда Тифлис – Батуми сели три молодых человека. Едва они успели занять места, как поезд тронулся. Четвертое место в купе оказалось свободным, и молодые люди, довольные тем, что едут одни, церемонно раскланялись с пустой полкой и поочередно представились: Сергей Есенин – поэт, Вержбицкий – журналист, Соколов – художник. Ведущий 3: В Батуми есение знакомится с местной учительницей, удивительное имя которой – Шаганэ – так понравилось Есенину, что он назвал им прекрасную персиянку. Актерский текст “Шаганэ ты моя, Шаганэ” Ведущий 1: Душевная чистота и рассудительность предостерегали от ложного шага при встречах с поэтом: она выбрала и отстояла как раз ту форму взаимоотношений, которая больше всего отвечала его уважительному взгляду на женщину. Чтец: “Никогда я не был на Босфоре”
Ведущий 2: “Жизнь коротка, увы! Летят ее мгновенья”, - вздыхал Хайям. “Мало счастья дано любоваться”, - писал Есенин. Если уж радость жизни так недолговечна, тем дороже она должна быть человеку, тем острее и полнее надо чувствовать ее красоту. Ведущий 3: Настоящие стихи – подлинная поэзия, она, говорил Есенин, “не пирожные, рублями за нее не расплатишься, в поэзии, как на войне, надо кровь проливать”. Чтец:
Ведущий 1: К сожалению, реальные жизненные обстоятельства на смену радостным просветленным дням привели новую полосу душевного кризиса. “Одиночество! Господи! Даже повеситься хочется от такого одиночества…”. Звучит песня “Отговорила роща золотая” Ведущий 2: Находясь на Кавказе, Есенин мечтал о том, что вернувшись в Москву, начнет жить по-новому: “Буду молчалив и корректен. Вообще хочу привести всех в недоумение. Уж очень мне не нравится, как все обо мне думают. Пусть они выкусят. Весной, когда приеду, я уже не буду никого подпускать к себе близко… Все это было прощание с молодостью… Теперь будет не так…” Но в Москве многое повторилось. К нему в друзья навязывались люди, о которых Миклашевская пишет: “ Они постоянно твердили ему, что его стихи, его лирика никому не нужна”. Поэт мучительно думает: о том ли он пишет? Да и вообще его поэзия, его душа нужны ли? Звучит песня “Клен ты мой опавший” Ведущий 3: В ноябре 1925 года Есенин лег в одну из московских больниц лечиться, а также для того, чтобы уйти от окружения, которое все больше угнетало и тяготило его. Это же стремление переменить обстановку, избавиться от московских “друзей” приводит его в конце декабря 1925 года в Ленинград, где он предполагал пробыть до лета, чтобы затем поехать в Италию к Горькому. Но намерения эти остались неосуществленными. В ночь на 28 декабря Есенин покончил жизнь самоубийством в ленинградской гостинице “Англитер”. Чтец: “До свиданья, друг мой, до свиданья”
Ведущий 1: “А Вы думаете, что единственное жизнеутверждающее чувство есть радость? – говорил Горький Луговскому. – Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление страдания – движение не этого ли чувства проходит через все стихи Есенина?” Чтец: “Черный человек”.
Ведущий 2: Отчего? Зачем? Как вырвался этот крик души? Почему? “Черный человек”, постоянно напоминающий о самом худшем в жизни, “нагоняя на душу тоску и страх”. “Черный человек”, подстерегающий Есенина в минуту одиночества и растерянности, когда он был, действительно, “очень и очень болен”. “Черный человек” произнес заупокойную поэту, болезненно переживающему разлад между мечтой и собственной жизнью, породившей эту душевную раздвоенность. Человек должен гордиться собой. У Есенина было это право на гордость, но были еще по-человечески большими требования к себе и одиночество… то душевное одиночество, которое и приводит к трагедийным концам. “Не удержался. Видать, разбился о камень черствых людских сердец”, - сказал С.М. Киров, узнав о смерти поэта. Ведущий3: 31 декабря 1925 года Есенин был похоронен на Ваганьковском кладбище. Чтец: (заключение) “ Есенин с нами всегда”
Ведущий 1: Мы будем платить заслуженную дань его стихам, полным безграничной преданности Родине, которой он был до краев переполнен сам, и милосердия к человеку – слабому и одновременно сильному. И помнить его слова: “ КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |