Преподавание литературы "Я этой истиной избитой кого сумею поразить?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1548 Чмирь Ольга Богдановна, учитель русского языка и литературы Автор: В.Тендряков Произведение: “Ночь после выпуска” Вид: мастерская с элементами исследования и использованием компьютерных технологий. Тип: комбинированный
Цели урока:
Оформление: на доске эпиграф, цветным мелом нарисованы листья, ветки деревьев, символизирующие парк, где происходит действие, виднеется силуэт обелиска. Подготовка к уроку: Учащиеся и родители: должны знать содержание произведения В.Тендрякова “Ночь после выпуска”, подготовить презентацию творческих работ (выразить свое эмоциональное состояние, свои чувства, восприятие героев в цвете, музыке, рисунках). Учитель: предусмотреть наличие в классе словаря С.И. Ожегова, компьютеров, подготовить чтение наизусть монолога Ю.Студенцевой, подобрать музыку о школе 70-х годов. 1. Вступление. Повесть “Ночь после выпуска” – о выпускниках школы. Сегодня мы попытаемся прожить вместе с героями повести В. Тендрякова трудную ночь выпуска. Может быть, это произведение поможет нам в жизни, предостережет от непоправимых ошибок. У кого – то выпускной вечер, бальное платье, тревожные нотки расставания со школой, учителями и одноклассниками – еще впереди, у кого-то давно позади… Но школа была и есть в жизни каждого человека. Что же такое школа? Звучит музыка 70-х годов, например, “Когда уйдем со школьного двора…” Задание. Подберите, пожалуйста, ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые) или рифмы к слову школа. Поделитесь своими мыслями, пожалуйста. 2. Выразительное чтение текста. А) – Что есть школа для выпускников – героев повести В. Тендрякова? Наизусть в исполнении ученицы звучит монолог Ю.Студенцевой (1 глава) – Почему она любит школу не как белка свое дупло, а как волчонок свою нору? – В чем обвиняют школу выпускники, одноклассники Ю.Студенцевой? – Все ли согласны с ней? – А вы, дорогие друзья, согласны с Ю. Студенцевой? Б) Попробуйте написать свое ответное слово. Такой момент у вас, ребята, не за горами, а родители, наоборот, все это уже пережили, и остается только вспомнить. На фоне музыки пишут письмо “Прощай, школа”. – Кто желает произнести свое ответное слово? 3. Беседа. А) – Отношение к школе, действительно, не может быть однозначным. Наверное, многое зависит от человека, от самого выпускника, в частности, от его характера. Ребята, а как вы понимаете, что такое характер? – В словаре Ожегова дается следующее определение (смотри приложение №1) Не зря говорят, посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. – Наши герои (шестеро бывших школьников, учащихся) – вне школы, они вступают в жизнь, они выбирают свою дорогу. – Почему они выбрали именно это место для встречи? (глава 4 –“Сейчас они пришли к обелиску потому, что здесь, возле него, красиво даже ночью… И пусто в этот поздний час, никто не мешает…) – Десять лет бок о бок, на виду, а оказалось, что многое осталось в тайниках души. Они, в сущности, не знают друг друга. То, о чем сейчас говорят ребята, для многих откровение. Давайте поближе познакомимся с главными героями, их характерами. Что вы думаете о каждом из ребят? Б) Дается характеристика героям, подготовленная определенной группой учащихся (возможны как словесные описания, так и портретные зарисовки). В) – Почему Генка предлагает начать с себя? (“В школе его все любили, перед друзьями он свят и чист, пусть Натка услышит, что о нем думают”.) – И посыпались обвинения в адрес Генки! Кстати, почему именно обвинения? Каким образом Генка сам спровоцировал ребят на подобное? (Глава 8 – “И Генка перед ними – с улыбочкой, отставив ногу в сторону. Если бы он сел вместе со всеми, находился в общей куче – быть может, все получилось бы совсем иначе. Он сам поставил себя против всех – им осуждать, ему оправдываться.) – Какие же они, обвинения? Есть ли вина Генки действительно? (глава 8 – Вера Жерих: “Счастливчик от роду. Черствый, как все счастливые люди.” Ю.Студенцева: “Ты так себе нравиться любишь, что о других забываешь. Не черствость тут, а похуже – себялюбие.”; глава 12 – Натка: “Трусоват был Ваня бедный… Зато чистенький – чистенький, без щепоточки соли. Жалкий ты, Генка”) – Что движет, на ваш взгляд, ребятами, когда они буквально сыплют в адрес Генки? – А справедлив ли Генка в оценке ребят? – К чему может привести зависть? Затаенная обида? Кем могли стать вчерашние одноклассники? (Соучастниками) 4. Инсценировка эпизода (глава 20). – Кто такие соучастники? Заглянем в словарь. (Смотри приложение №1) – Как вы можете оценить с точки зрения уголовного права действия ребят? (неоконченное преступление) А как оценивает писатель? (“Где-то глубоко, не говоря об этом вслух, понимают, что они хуже него,– и за это готовы убить, стать пособниками убийцы своим молчанием! Становятся толпой, как все.” “Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплескивала наверх гитлеров?”) – Почему автор выбрал место для ребят у реки над обрывом? Чье присутствие здесь постоянно ощущается? Зачем писатель вводит этот элемент (обелиск)? (Обелиск – это память о пережитом, о войне, это история страны; не зря ли ради будущего сложили свои головы люди предыдущего поколения? Глава 22 – “Убитые уже не могут ни любить, ни ненавидеть. Но живые хранят имена их. Для того, наверное, чтоб самим ненавидеть убийство и убийц”) – Кто первым протрезвел в этой жуткой ситуации, когда отказал разум? (Юлька оценивает происходящее: “Стали маленькими, пусть пятиминутными, помощниками убийцы”. Юлька не “как все”, поэтому она первая смогла оценить, что в результате “правды до донышка” произошло: обидели человека. Она готова одна идти искать Генку). – У выпускников первые часы выхода из привычной “норы”. Уже “взрослые”? И сразу – трагедия. Готовы ли дети принять все до “донышка”? Надо ли в такой форме? Какой вариант более приемлем для решения проблем о том, каков ты среди людей? Что здесь важнее всего? Чего так не хватало героям повести? (Умения чувствовать других. Глава 22 – “Никто из нас ничего не чувствовал…Каждый думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинства другого. Это грустно… вот и доигрались”. Главное – не ценим достоинства другого!) 5. Чтение по ролям (в исполнении родителей – глава 21). – А в это время в учительской судят другого человека – Зою Владимировну. В чем ее обвиняют? – Что общего в том, что делают дети на берегу и учителя в школе? – Являют ли собою учителя образец деликатности, думают ли о достоинстве коллег? – Знают ли учителя своих воспитанников7 Дают хорошие знания, а формируют ли человечность? А сами человечны? (Учителя, к сожалению, тоже не всегда на высоте в общении между собой. Видимо, становление человека – длительный процесс и всегда нуждающийся в совершенствовании: “Часто люди формируются без человеческих устремлений. А раз нет человеческого, то животное прет наружу вплоть до звериности” Это должно быть памяткой для всех: для детей и взрослых.) – Чему важно, с точки зрения учителей, научить своих воспитанников? (Глава 19 – “Научить гениальному нам не по силам. Научить бы самому простому…– вроде уважай достоинство ближнего, возмущайся насилием…Собственно, научить бы одному: не обижайте друг друга, люди.”) 6. Представление домашнего задания (опережающее задание) – Хотелось бы узнать, что вы испытывали, чувствовали, когда читали повесть В.Тендрякова “Ночь после выпуска”. Отдельные участники нашей встречи выразили свое эмоциональное состояние (недоумение – почему так случилось?, тревогу – чем все закончится?, радость – разум возобладал у выпускников), свои чувства, свое восприятие в музыке, в рисунках. Предоставим им слово (смотри приложение №2). 7. Итог урока. Домашнее задание. – Мы закрыли последнюю страницу повести. Как сложится судьба ребят? Извлекли ли они уроки из происшедшего? Точки в этом произведении автор не ставит. Попробуем поставить ее мы, придумав свой конец произведения. – Закончить разговор по проблемам, поднятым в произведении, хочется строками стихотворения А.Дементьева:
Послесловие: Данный урок вышел далеко за его границы и перерос в классный час, так как классный руководитель рассказал об итогах анкетирования жизненных ценностей учащихся, самооценки, которые были интересны как взрослым, так и детям и уместны после обсуждения поднятых в повести проблем, способствовали решению характерных для этого возраста проблем нравственного характера с помощью близких им людей – родителей. Анкета: 1. Ранжируйте ценности.
2. Дайте самооценку.
3. Напишите ответ на вопрос что такое истинная дружба? В рефлексии ребята отметили, что им понравились совместная работа, участие в инсценировке, презентация своих работ. Родителям такая встреча помогла поближе узнать своего ребенка, а также его одноклассников, что тоже немаловажно. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |