Преподавание литературы "Каждый человек — творец" (по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1336 Макарова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку; карточки с заданиями для команд; таблички: команда «Гансов» и команда «Христианов». I. Организационный момент.- Сегодня на уроке мы узнаем историю жизни датского сказочника Г.Х.Андерсена, поработаем над его одной сказкой, узнаем, что такое синквейн и научимся его составлять. II. Фронтальный опрос.- Детство любого человека немыслимо без сказок. Какие сказки вы знаете? - А что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии) - Чем отличается народная сказка от литературной? III. Из биографии (презентация)Слайд 1, 2, 3 - Перед вами портрет великого сказочника. - В этом году 2 апреля исполняется 205 лет со дня рождения датского писателя Г.Х.Андерсена. И поэтому на сегодняшнем конкурсе учителей русского языка и литературы мы решили посвятить урок именно его творчеству. Мы совершим путешествие по его сказочному миру. Класс разбит на две команды: команда «Гансов» и команда «Христианов». Какая из них лучше поработает и покажет себя с лучшей стороны, узнаем к концу урока. - Но прежде, чем перейти к нашей работе, мы немного уделим внимание его биографии. Слайд 4, 5, 6, 7, 8 Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Вы видите герб этого города. Каждый город имеет свой герб. Итак, Дания - страна лесов, гор, водного мира. Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал их, и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чего только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар. Всего Андерсен написал 170 сказок. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Слайд 9. Разгадывание название сказки Слайд 10, 11 - Правильно, это сказка «Снежная королева» IV. Работа по тексту сказки.1 этап. Восстановление сюжета. Самопроверка. Слайд 12, 13. -Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки. ( Ребята выполняют задание. Оценивается работа той группы, кто закончит первым.) 2 этап. Выразительное чтение отрывков из сказки Слайд 14, 15,16,17 - Каждая команда представляет для озвучивания картинки двух чтецов. Следующий этап работы – выразительное чтение отрывков из сказки. Слайд 14. Кай и Герда не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители этих детей жили под самой крышей двух смежных домов, которые стояли так близко друг к другу, что кровли их почти соприкасались. Обе семьи достали себе по большому деревянному ящику и разводили в них коренья для супа и зелень. Кроме того, в каждом ящике рос небольшой розовый куст; и кусты эти чудесно разрастались. Родители часто позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как весело им было играть здесь! Слайд 15.- Ай! – воскликнул вдруг мальчик. – Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! – мальчик мигал, стараясь освободиться от соринки. – Должно быть, сама выскочила, - сказал он наконец. Но в том-то и дело, что не выскочила. Это была не простая соринка, но крошечный осколок дьявольского зеркала, а мы, конечно, помним, что, отражаясь в нем, все великое и доброе казалось хуже и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза. Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда. - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – Фу! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! – закричал он вдруг. Слайд 16.Это была Снежная королева. Она подхватила его, и они взвились и сели на черную тучу. Буря плакала и стонала, - казалось, она поет старинные песни. Кай и Снежная Королева летели над лесами и озерами, над морями и сушей. Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую-долгую зимнюю ночь, а днем заснул у ног Снежной королевы. Слайд 17.- Кай! Милый мой Кай! Наконец - то я тебя нашла! Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали Каю на грудь, проникли ему в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял. Кай вдруг разрыдался и рыдал так бурно, что осколок выпал у него из глаза, - его смыли слезы. И вот он узнал Герду и так обрадовался! - Герда! Милая моя Герда! Где же это ты была так долго? Где я был сам? – И он оглянулся кругом. – Как здесь холодно, пустынно! Итог к чтению. Обсуждение. Оценка. Слайд 18. 3 этап. Бюро находок. - В бюро находок нашлись предметы героев сказки. Узнаете ли, кому они принадлежат?
Слайд 19. 4 этап. Следственный отдел. - Раздаются предложения на листочках. Вы должны исправить фактические ошибки, т.е. те слова и события, которых в сказке не было.
Слайд 20,21. 5 этап. Восстановление деформированного текста. Самопроверка. - Следующий этап работы – восстановление деформированного текста. За 1 мин. Вы выбираете в тексте правильные слова из трех вариантов. На другой день Герду одели с ног до головы в (ситец, шелк, атлас) и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько (душе, сердцу, себе) угодно… Но она стала (приказать, кричать, просить), чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки: она решила снова уйти и бродить по белу свету, чтобы разыскать своего (родного, названого, любимого) братца. Ей дали и (валенки, башмачки, туфли) и муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала новенькая карета из чистого золота с сияющими, как звезды гербами принца и принцессы. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути. - Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей. Финка говорит, что Герде «служат люди и животные». Как вы думаете, почему? (потому что она добрая, настоящий друг, отзывчивая, смелая) - Какая сила жила в сердце Герды в чем ее сила? (Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия). 6 этап. Физкультминутка. - А теперь все встаем и делаем зарядку для бодрости. Все повторяют за мной движения.
7 этап. Создание синквейна. Что такое синквейн? - Немножко поразмялись и приступаем к письменной работе. Что такое синквейн и как его написать? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану. (Определение обучающиеся записывают в тетрадях). Правила написания СИНКВЕЙНа:
Примеры СИНКВЕЙНов: Тайга Школа - А сейчас попробуем сами составить СИНКВЕЙН на тему 1 группа: Герда, маленькая разбойница, 2 группа: Снежная королева, олень. Каждый работает в своих тетрадях. Представление выполненной работы команд. После проведения СИНКВЕЙНа вопрос первой команде: - Что заставило вас так думать о героях? Вопрос второй команде: - Почему подобрали такие характеристики? - Молодцы, вот видите, вы почувствовали себя, хоть на мгновение, творцами. На вашем примере мы можем убедиться, что «Каждый человек – творец». V. Итог урока.Счет очков. Анализ по работе групп. Оценки. Что мы узнали на уроке? Чему учит сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? - В финале сказки красота живого сердца побеждает красоту льда. После всего пережитого дети научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство. - За всю свою жизнь сказочник написал много ярких, неповторимых сказок. Андерсен утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Его герои добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |