Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 11-м классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2825

Скачкова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тема: Eршалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «Всевластно ли зло?».

Цели урока:

  • показать роль ершалаимских глав в структуре романа: проблемы в романе Булгакова «вечные»;
  • расширить представления о нарисованных автором характерах;
  • формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
  • развивать интерес к творчеству М. Булгакова;
  • воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту и порядочность.

Подготовительная работа.

Групповой метод работы при подготовке к уроку: постараться ответить на центральный вопрос урока, выполнив следующие задания.

а). Первая группа подбирает материал к теме «Трусость».
Вторая группа: тема «Предательство».
Третья группа – «Верность».

б). Подбор иллюстраций.
в). Музыкальное сопровождение.
г). Выразительное чтение эпизодов.
д). Анализ эпизода.
е). Растолкование трудных слов.

Оформление.

1. Запись темы урока.

2. Стенд с иллюстрациями к Библии; иллюстрация картины Н.Н. Ге «Что есть истина? Пилат и Иешуа».

3. Портреты Булгакова.

. Таблица «Вечные проблемы в романе Булгакова».

5. Эпиграфы:

Под портретом писателя:

Вы – писатель?
Я – мастер.

(«Мастер и Маргарита»).

Под темой урока:

Пусть зло во все века сильней,
Но доброта неистребима,
Идёт безвестным пилигримом
Она дорогою своей.
Давно уж слуха нет о ней…
И вдруг такой же, как с икон Рублёва,
Она глядит – сама основа
И оправданье жизни всей

С. Виленский.

6. Музыкальное сопровождение. Западноевропейская музыка 12 века на библейские мотивы.

7. Текст романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», изд-во М, «Просвещение», 1991 г.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

  • Тема урока.
  • Эпиграф к портрету.
  • Мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает Мастера:

  • О чём роман?
  • Что слышит в ответ? (О Понтии Пилате).

Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора.

  • Почему?
  • Попробуем разобраться в проблеме «Всевластно ли зло?»

2. Выступления учащихся: «Понтий Пилат и Иешуа». Тема: трусость.

Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

  • Иешуа догадался о страданиях и освободил прокуратора от них (художественная деталь – глаза Пилата).
  • Что такое истина? (для Иешуа)
  • Злых людей на свете нет.
  • Нельзя распоряжаться чужой жизнью.
  • Не будет ничьей власти над людьми.
  • Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.
  • Привиделся кесарь (люди, имеющие власть, боятся её потерять)
  • Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Чтение стихотворения О. Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны…»
(ассоциации со сталинскими временами).
Как изменился Пилат после казни Иешуа?.Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

  • Грозит Каифе.
  • Прекращает страдания Иешуа.
  • Приказывает убить Иуду.
  • Подбросить деньги Каифе.
  • Возмездие: (бессмертие и признание себя трусом). «Трусость – самый страшный порок!» – Булгаков вмешивается (его слова).

3. Работа с иллюстрациями на библейские темы: там Понтий Пилат не страдает. Рассказ ученика о художнике Николае Николаевиче Ге (1831 –1894г.), русский живописец, один из создателей Товарищества передвижников. Это экспрессивная, драматическая композиция на религиозно-этическую тему.

4. Анализ эпизода «Понтий Пилат и Иешуа»

Вторая глава романа «Мастер и Маргарита» занимает значительное место в произведении, именно она раскрывает истинные образы Понтия Пилата и Иешуа. Эпизод построен на диалоге Пилата и Иешуа, из которого мы узнаём о характерах и мыслях героев. Помимо этого в эпизоде затрагиваются вечные проблемы добра и зла. Диалог играет большую роль, потому что отражает отношения между героями, показывая их сущность. События, описываемые в эпизоде, – это события 14 числа весеннего месяца нисана. Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, в чём потом сильно раскаивается. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.
Видя такие мучения, автор, да и, наверное, любой читатель простили Понтия Пилата в его грехе. Иешуа предстаёт перед нами как человек добродушный. Его философия потрясла Понтия Пилата. Иешуа много рассуждает и на вопрос Пилата «Что такое истина?» отвечает: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти./…./ И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает./…/ Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт». И боль действительно прошла.
Жаль, что только после подписания приговора Понтий Пилат понял свою ошибку, о чём мы узнаём из подтекста эпизода.
Лексика эпизода экспрессивна и несёт наивысший психологический смысл. Пилат никому прямо и открыто не говорит о своих душевных терзаниях, но мы, читатели, благодаря языковым особенностям, можем видеть, насколько тяжелы эти муки. На казни Пилат почувствовал себя в безопасности лишь тогда, когда «уже не мог видеть осуждённых». Представьте, насколько силён был внутренний конфликт между Понтием Пилатом и его душой.
Автор использует такие слова, как ала, когорта, хитон и др., в повседневной лексике мы их не употребляем. Большое количество изобразительно-выразительных средств, используемых Булгаковым, показывает состояние героев, а также их отношение друг к другу. Например, мягко заговорил, тихий и твёрдый голос, страшный гнев и многие др. Так, мы видим Пилата после объявления имени спасённого, которым стал Варравван. Понтию Пилату «показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши». Вот одна фраза, данная Булгаковым-психологом, отразила состояние прокуратора. В целом, эмоциональный пафос данного эпизода трагичен. А трагедия состоит в том, что Понтий Пилат, побоявшись восстать против власти и спасти Иешуа, долго потом винил себя за это, повторяя, что «трусость – это самый страшный порок». Иешуа незадолго до смерти говорил Пилату, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Очень хотелось бы в это верить.

5. Тема «Предательство»

  • Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в повести Л. Андреева «Иуда из Кариота» и в романе М.Булгакова?
  • Прав ли Афраний, говоря, что Иуду вдохновляет лишь страсть к деньгам?

Вывод: у Булгакова Пилат приказывает убить предателя, т. к. здесь видна воля автора, который больше всего на свете ненавидел доносчиков и предателей. Но автор следует традициям Гоголя: убийство Иуды дано как высокая трагедия, даже в падшем человеке, в предателе, могут быть человеческие чувства. (Художественная деталь – «детскость» Иуды; ассоциации: Иуда похож на Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»).

6. Анализ эпизода «Расправа Понтия Пилата с Иудой»

Эпизод, в котором совершается расправа Понтия Пилата и Афрания с Иудой из Кариофа, играет немаловажную роль в романе «Мастер и Маргарита», но особенно это выражается в библейских главах.
Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён. Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа.
Действие эпизода происходит в одном из гротов Гефсиманского сада. Здесь-то и убивают по приказу Понтия Пилата Иуду из Кириафа. Разговор убийц с Иудой показывает нам страх, может быть, какую-то растерянность, напряжение и безнадёжность внутри человека: «Тридцать тетрадрахм! Всё, что получил с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!». Умирая, Иуда произносит имя своей возлюбленной: «Ни - за». Это говорит о том, что в предателе есть хоть маленькая доля, но чего-то человеческого.
Гефсиманский сад занимает значительное место во всём происходящем. Исходя из Библии, «видно, что это сад, в котором незадолго до распятия молился Иисус, а теперь здесь же, в этом саду, убивают Иуду-предателя. Выходит, что Булгаков не случайно описывает убийство Иуды именно в этом месте: «Весь Гефсиманский сад в это время гремел соловьиным пением». Не случайно даже соловьиное пение, оно показывает, как прекрасно жить на свете. Но не надо делать подлости! Когда мы слушаем пение соловья, у каждого из нас возникает какое-то своеобразное чувство грусти, иногда даже и тоски; пение соловья – это нежная мелодия, затрагивающая человека до глубины души, прожигающая насквозь сердца. Может, и у Булгакова соловей оплакивал напрасно прожитую жизнь?
Эпизод построен на принципе детектива: действие происходит ночью, на фоне луны, появляются настораживающие тени: «….и затем оба убийцы бросились к дороге в стороны, и тьма их съела между маслинами. Третий же присел на корточки возле убитого и заглянул ему в лицо. В тени оно представилось смотрящему белым, как мел, и каким-то одухотворённо красивым»
Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

7. Тема «Верность» (16 глава)

  • Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?
  • Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (художественная деталь – припал к ногам Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне).
  • Почему можно сказать, что Левий Матвей – действительно достойный ученик Иешуа? (Он поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата).

8. Анализ эпизода «Левий Матвей во дворце у Понтия Пилата»

В этой главе, как нам кажется, подчёркивается верность Левия Матвея Иешуа (об этом свидетельствует его желание отомстить за смерть учителя) и показаны внутренние перемены в душе Понтия Пилата. В его поведении чувствуется напряжение: «….гримасничая от напряжения, Пилат читал /…./вздрогнул….он разобрал слова: «большего позора…трусость». Игемон понял, что это именно он был труслив, когда не предпринял ничего, чтобы предотвратить казнь Иешуа. Это доказывает его сон и разговор с философом – бродягой: «…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»
Левий Матвей ненавидит Понтия Пилата, считая его виновным в смерти Иешуа: «Левий с ненавистью поглядел на Пилата: «Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил». Он хотел отомстить, убив Иуду из Кириафа, но Левий узнаёт, что Иуда убит, Иешуа отомщён и о том, что возмездие совершил Пилат; он растерян, и его злоба сменилась непониманием этого поступка прокуратора. Передавая внутреннее смятение Левия Матвея, Булгаков так описывает поведение ученика Иешуа: «Левий отпрыгнул от стола», «дико озираясь», «дико поглядел». Но, «подумав, стал смягчаться». Он понял, что Пилат не виновен в смерти Иешуа (ведь исход казни зависел не только от него – окончательное решение было за Каифой).
Булгаков в данном эпизоде на стороне Понтия Пилата если ещё утром 14 числа он говорил о том, что не освободил бы Иешуа от казни из страха быть на его месте, то уже 15 числа весеннего месяца нисана ночью он говорил себе, что «разумеется, погубит, /…/ взвесив всё, согласен погубить…».
Кроме того, пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат был прощён ещё и потому, что (в отличие от библейских глав «Нового Завета) он раскаялся. Поэтому, как нам кажется, сбывается его сон он уходит по лунной дороге, разговаривая с арестантом Га-Ноцри. Для этого в конце эпизода Булгаков использует описание изменений в ночной природе: «Луна быстро выцветала». То есть из жёлтой, тревожной и таящей какие-то опасности луна становится спокойной, не пугающей своей обманчивостью. И прокуратора оставила терзающая его бессонница – он спал.

9. Как судьба наказала Пилата за трусость?

  • Выразительное чтение эпизода под музыкальное сопровождение (гл. 32, «Прощение и вечный приют»)
  • Как заканчивается роман о Понтии Пилате? («Свободен! Свободен!)
  • А история о Пилате и Иешуа заканчивается в эпилоге сном Иванушки, Ивана Николаевича Понырёва:
  • Чтение учителем наизусть (эпилог – …От постели к окну…..Свет качается, поднимается выше, затопляет постель…)

(Автор только один раз упоминает о подвое кровавого цвета, и то мельком. Следовательно, герой не такой, как был в начале повествования – не боялся крови; лицо: умоляющее; заискивающе просит, молит, упрашивает спутника, голос сорванный, выкрикивает; ключевые слова: больше ничего не нужно!
Пилат здесь не свирепое чудовище, а страдающий человек с присущими ему человеческими слабостями. Луна – не жёлтого цвета. Пилат прощён!)

10. Итак, Булгаков утверждает последовательно и настойчиво: Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

11. Подведение итогов урока

– Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

  • Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас – читаем эти проблемы (таблица)
  • Всевластно ли зло?
  • Нет. Проявлено милосердие!
  • Читаем эпиграф (Виленский)
  • Оценки за урок.

12. Домашнее задание

  • «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих».
  • «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
  • «Я погибаю вместе с тобой»
  • Любовь в романе.
  • Инд. зад. Мастер Булгаков и его Маргарита Елена Сергеевна.
  • Наизусть отрывок из романа.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21