Преподавание литературы Конспект урока и презентация к произведению Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2290 Власова Ирина Викторовна, учитель начальных классов Цели урока
Ход урока 1. Оргмомент 2. Проверка домашнего задания Слайд 1 Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Слайд 2 - Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г. Х. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание. Давайте попробуем разгадать кроссворд. Слайды 3 - 10
- Какое ключевое слово у нас появилось? 3. Постановка учебной задачи - Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов Слайд 11 Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. - А красивый, это какой? Посмотрим в словарь: Слайд 12 Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. - Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём? Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней. О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам) - Как вы считаете хорошо быть красивым? - А некрасивым? Почему? - Кому в жизни легче? - А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….) - Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке. 4. Совместный поиск решения учебной задачи - Открываем книги и отправляемся в сказку. - Давайте прочитаем, как начинается сказка (1 абз.) - А вы были за городом? - Что хотел показать автор этими строчками? Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок. - Каким оказался по мнению утки последний утёнок? Найдите в тексте. (стр. 202, 4 абз. сверху) - Как вы понимаете слово гадкий? - Давайте посмотрим в словаре. Слайд 13 Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение. Слайды 14, 15 - Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни. - Утёнок родился, что про него говорят? Какой он? Слайд 16 Утёнок
- Кто про него так сказал? - Должна ли была мама утка так говорить? - Что оправдывает её? (то, что она мачеха, утёнок не её сын) - Как можно назвать этот этап жизни утёнка? 1. Не такой как все Давайте добавим это в характеристику. Слайд 17 - Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве) - Как утята учились плавать? - Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. (стр. 203 вверху) - Почему засомневалась утка? ( утёнок хорошо плавал) Что добавим ещё в характеристику утёнка? (хорошо плавает) Слайд 17 Утёнок
- Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте. ( стр. 203, во 2 абз.) - Как вы понимаете слово общество? - Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов. Слайд 18 Общество - - Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он? - Давайте дополним нашу характеристику Слайд 19 - Что сказала мама утка? Слайд 20 - Как относились к серому утёнку жители двора? - Почему они так относились? - Имели ли они все на это право? - Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по другому? - Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?- Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте. ( стр. 205 посл. абз). - Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (дело не в утке, а в обитателях птичьего двора…) - Почему убежал утёнок с птичьего двора? - Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу? - Как можно назвать этот этап жизни утёнка? 2. Унижение - Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему? - Куда убежал утёнок с птичьего двора?(на болото) - Что-то изменилось в его жизни? - Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте (стр. 206, 4 абз. снизу) Учитель: он опять почувствовал себя отверженным. - Как говорят о нём гуси? ( ты такой чудной, забавен) - Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. ( стр. 207, 4 абз. снизу) - Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество) - Какой ещё этап жизни мы проследили? 3. Одиночество - Какой выход нашёл для себя утёнок? - Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте. - Давайте прочитаем её в лицах. - Сколько нам потребуется человек? (Автор, курица, утёнок,старуха, кот, ) - Какими были кот и курица? - Постарайтесь при чтении передать интонацию героев. - Что дают понять утёнку курица и кот? ( Если не можешь нести яйца….. тебе здесь не место) - Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? ( ограничен в свободе) - Какой этап жизни утёнка мы проследили? 4. Ограничение в свободе. Непонимание - Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят) - Что пришлось испытать утёнку? ( голод, холод) - Какой ещё выделим этап жизни утёнка? 5. Холод, голод - Почему, увидев красивых птиц утёнок не позавидовал им? - Что ещё можно добавить в характеристику героя? Слайд 21 не завистлив - Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц? Учитель зачитывает текст ( стр. 211 Он не мог…. Красивым как они) - Он был рад-радёхонек, если хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утёнок! - Что хотел сказать автор этими строками? - Что произошло с наступлением зимы? - Как назовём этот этап жизни утёнка? 6. Чуть не умер - Почему утёнок ушёл от крестьянина? ( потерял веру в добро) - Ребята, а как вы считаете, почему автор не описывает всех мучений и страданий, которые перенёс утёнок в эту зиму? Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? (стр. 213, 2абз сверху) - Как можно назвать этот этап жизни? 7. Желание умереть - Кем стал утёнок? - Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте. (стр. 213. посл. абз.) - Какой он теперь, что про него говорят? Слайд 22 Лебедь
Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 - Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. (стр. 214, последн. абз) - Что значит ликующий крик? (торжественный, восторженный, радостный) - Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом. Слайд 28
5. Вывод - Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя? Власова И. В. № 219-720-626 Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной. А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасный урод автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что? - Как вы считаете, а в жизни такое может быть? - Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?
Слайд 29 6. Домашнее задание Учебник стр.215 вопрос №7 7. Итог урока - Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке Слайд 30 - Объясните их смысл. - Как сказочник относится к своему герою? - Г. Х. Андерсену в своей жизни пришлось тоже нелегко. Но он смог из гадкого утёнка превратится в прекрасного лебедя и написать много сказок для детей. Жизнь его тоже оказалась нелёгкой. Сообщение ребёнка Слайды 31 - 39 Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив. Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывал всякие истории. Над ним потешались и дразнили фантазёром. Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |