Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста. 9-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста. 9-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2341

Бондаренко Алевтина Васильевна, учитель русского языка

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7,08 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Образовательная:

  • подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;
  • развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
  • развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;

Развивающая:

  • формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
  • создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения.

Воспитательная:

  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • формировать у учащихся личного отношения к происходящим событиям и поведению действующих лиц.
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Ход урока

Вступительное слово учителя «Сжатое изложение: способы и приёмы компрессии текста»

Учитель озвучивает цели урока:

  1. верно понять и передать тему и основную мысль исходного текста;
  2. логично, без искажений, передать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии..

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете понятие «Компрессия текста»? (тоже, что и сжатие)

Учитель. Сегодня мы с вами будем работать над компрессией отрывка из статьи А.Волиной «Лебединая песня»

Ученик читает текст (без абзацев), учащиеся следят по своим текстами.

Вопрос учителя: ваше первое впечатление о прочитанном тексте? (переживание, волнение)

Учитель: Давайте вспомним, с чего мы должны начинать работу с текстом? (Тема, идея). Подумайте и запишите в тетрадь тему и основную мысль текста

Тема: «Лебединая верность»

Идея: «Есть чему поучиться человеку у лебедей»

Вопрос учителя: Вас ничего не смущает в построение текста? (не разделен на микротемы)

Работа над абзацами

(презентация работа над абзацем)

Задание: Деление текста на абзацы доказательства по абзацам. Составление плана. Обсуждение

(запись в тетради) План (на другой стороне доски)

  1. Лебедь – символ чистоты и гордого одиночества.
  2. Лебедь – олицетворение жизни и смерти.
  3. Лебедь – пример вечной любви и преданности.
  4. Образ Лебедя в мифологии.
  5. Легенды о лебединой песне.
  6. Лебединая верность.
  7. Жизнь красивой благородной птицы как пример для подражания.

Показывается правильный текст (Работает ученик на компьютере) (приложение)

Учитель: Текст готов. Давайте вспомнить с вами способы и приемы компрессии (презентация)

Учитель: Каким способом компрессии надо воспользоваться при работе с предложенным текстом? (сочетание исключения и обобщения)

Задание: Работа с текстом

1 абзац (1) Со времен глубокой древности лебедь служит символом возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. (Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов) Итог: Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, поэзии и мужества.

2 абзац (2) В мире существуют представления о способности души странствовать по небу в образе Лебедя. (3) Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть.) (В 3 пред.-замена фрагмента предложения синонимичным: В тоже время может – а также – и) Итог: Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь являться птицей жизни, но может олицетворять и смерть (4) В связи с этим интересно противопоставление белого и черного лебедей (жизнь – смерть, добро – зло). (В 4 пред. – исключение фрагмента предложения, содержащего описание или рассуждения, представленные слишком широко и полно.) Итог: интересно противопоставление: белый лебедь – жизнь, черный – смерть.

3 абзац (5) Вам, наверное, приходилось слышать выражение – лебединая верность (В 5 п Убрать осложнения предложения. Например, вводное слово Итог: Существует выражение – лебединая верность.(6)По свидетельствам натуралистов, белые лебеди являются примером вечной любви и преданности.(исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение итог белые лебеди являются примером вечной любви и преданности (7) Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. (8) Она может быть долгой, некоторые пары способны дожить до ста лет. (8 предложение исключить т.к. имеет менее важное значение) (9) Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду.(В 9 пред. Опустить деепричастные обороты) Итог: Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последних минут жизни. (10) После смерти партнера лебедь не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падает на землю и разбивается. (тоже самое). Итог: После смерти партнера лебедь поднимается ввысь, камнем падает на землю и разбивается.

4 абзац (11) В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой, со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. (замена однородных членов обобщающим словом) Итог: В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с образами богов и святых.

5 абзац (12)Существуют старинные легенды о лебединой песне.(13) В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью». (в 13 предл. замена прямой речи косвенной) Итог: В одной из них говориться о том, что лебеди поют перед смертью. (14)Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. (В 14 предл. Сложное предложение заменить простыми; и замене части предложения притяжательным местоимением) Итог: Поэт имел в виду легенду, где эти «молчащие» птицы перед смертью обретают голос. Предсмертное пение их удивительно красиво. (15) Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой, издаваемый им (16) Последние вздохи умирающего или смертельно раненного лебедя похожи на мелодичную, печальную песню. (В 15 и 16 предл. исключение повторов) Итог: Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох похож на мелодичную, печальную песню. (17) В этот момент голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.(17 предложение можно опустить – исключение предложений содержащих описания, сравнение, рассуждение)

6 абзац (18)Не каждый человек знает точное понятие верность.(19) Люди ассоциируют его по – разному. (20) К примеру, С.И. Ожегов пишет, что «верность – это стойкость и неизменность в чувствах, в отношениях, в исполнении своих обязанностей долга». (В 20 предл. Исключение некоторых однородных членов) Итог: Например, С.И. Ожегов пишет, что верность – это неизменность в чувствах, в исполнении своих обязанностей долга. (21) Но на сколько человек ценит эту частичку характера другого, любящего его так, что готов умереть вслед за ним? (В 21 замена сложного предложения простым) Итог: Насколько человек ценит эту частичку характера любящего, который готов умереть вслед за своей половиной. (22) А именно так и поступают самые верные и любящие свою половину Лебеди

7 абзац (23) Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, благородной, верной птицы.(Сокращение однородных членов).

Учитель: На доске полученный текст

1 абзац Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, поэзии и мужества.
2 абзац В мире существуют представления о способности души странствовать по небу в образе Лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь может являться птицей жизни и олицетворять смерть. Интересно противопоставление: белый лебедь – жизнь, черный – смерть.
3 абзац Существует выражение – лебединая верность. (6) Белые лебеди являются примером вечной любви и преданности. Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последних минут жизни. После смерти партнера лебедь поднимается ввысь, камнем падает на землю и разбивается.
4 абзац В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с образами богов и святых.
5 абзац (12) Существуют старинные легенды о лебединой песне. В одной из них говориться о том, что лебеди поют перед смертью. Поэт имел в виду легенду, где эти «молчащие» птицы перед смертью обретают голос. Предсмертное пение их удивительно красиво. Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох похож на мелодичную, печальную песню.
6 абзац (18) Не каждый человек знает точное понятие верность.(19) Люди ассоциируют его по-разному. (20) С.И.Ожегов пишет, что верность – это неизменность в чувствах, в исполнении своих обязанностей долга. (21) Насколько человек ценит такую частичку характера любящего, который готов умереть вслед за своей половиной?(21) А ведь именно так и поступают верные и любящие свою половину Лебеди.
7 абзац (23) Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, верной птицы.

Учитель: К теме лебединой верности обращаются не только писатели и поэты, но и композиторы. Давайте послушаем фрагмент песни «Лебединая верность» в исполнении Мартынова и попробуем определить: какую проблему хотел озвучить автор данной песни (слайд урока прослушивание 1 куплета)

(проблема взаимоотношения человека с природой)

Идея

Вывод (ученик)

Итоговую черту подводит ученик, читая стихотворение:

Нет любви нежнее и вернее,
Чем у диких белых лебедей.
Нет сердец ранимей, горячее,
Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз

И о землю лебедь разобьется,
А душа и сердце в небеса скорей,
Там на небесах, я слышу, льется,
Плачем тихим песня лебедей.

Не стреляйте в белых лебедей,
На планете нашей каждый знает,
Что любви нет крепче и верней,
Чем у птицы в лебединой стае.

Нет предательства и нет измен,
Только он, она, и всюду вместе,
Им не надо в жизни перемен,
О любви поется в нежной песне!

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Чему может поучиться человек у лебедей».


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21