Преподавание русского языка Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2341 Бондаренко Алевтина Васильевна, учитель русского языка Презентации к урокуЗагрузить презентацию (7,08 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Ход урокаВступительное слово учителя «Сжатое изложение: способы и приёмы компрессии текста» Учитель озвучивает цели урока:
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете понятие «Компрессия текста»? (тоже, что и сжатие) Учитель. Сегодня мы с вами будем работать над компрессией отрывка из статьи А.Волиной «Лебединая песня» Ученик читает текст (без абзацев), учащиеся следят по своим текстами. Вопрос учителя: ваше первое впечатление о прочитанном тексте? (переживание, волнение) Учитель: Давайте вспомним, с чего мы должны начинать работу с текстом? (Тема, идея). Подумайте и запишите в тетрадь тему и основную мысль текста Тема: «Лебединая верность» Идея: «Есть чему поучиться человеку у лебедей» Вопрос учителя: Вас ничего не смущает в построение текста? (не разделен на микротемы) Работа над абзацами (презентация работа над абзацем) Задание: Деление текста на абзацы доказательства по абзацам. Составление плана. Обсуждение (запись в тетради) План (на другой стороне доски)
Показывается правильный текст (Работает ученик на компьютере) (приложение) Учитель: Текст готов. Давайте вспомнить с вами способы и приемы компрессии (презентация) Учитель: Каким способом компрессии надо воспользоваться при работе с предложенным текстом? (сочетание исключения и обобщения) Задание: Работа с текстом 1 абзац (1) Со времен глубокой древности лебедь служит символом возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. (Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов) Итог: Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, поэзии и мужества. 2 абзац (2) В мире существуют представления о способности души странствовать по небу в образе Лебедя. (3) Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть.) (В 3 пред.-замена фрагмента предложения синонимичным: В тоже время может – а также – и) Итог: Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь являться птицей жизни, но может олицетворять и смерть (4) В связи с этим интересно противопоставление белого и черного лебедей (жизнь – смерть, добро – зло). (В 4 пред. – исключение фрагмента предложения, содержащего описание или рассуждения, представленные слишком широко и полно.) Итог: интересно противопоставление: белый лебедь – жизнь, черный – смерть. 3 абзац (5) Вам, наверное, приходилось слышать выражение – лебединая верность (В 5 п Убрать осложнения предложения. Например, вводное слово Итог: Существует выражение – лебединая верность.(6)По свидетельствам натуралистов, белые лебеди являются примером вечной любви и преданности.(исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение итог белые лебеди являются примером вечной любви и преданности (7) Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. (8) Она может быть долгой, некоторые пары способны дожить до ста лет. (8 предложение исключить т.к. имеет менее важное значение) (9) Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду.(В 9 пред. Опустить деепричастные обороты) Итог: Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последних минут жизни. (10) После смерти партнера лебедь не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падает на землю и разбивается. (тоже самое). Итог: После смерти партнера лебедь поднимается ввысь, камнем падает на землю и разбивается. 4 абзац (11) В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой, со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. (замена однородных членов обобщающим словом) Итог: В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с образами богов и святых. 5 абзац (12)Существуют старинные легенды о лебединой песне.(13) В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью». (в 13 предл. замена прямой речи косвенной) Итог: В одной из них говориться о том, что лебеди поют перед смертью. (14)Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. (В 14 предл. Сложное предложение заменить простыми; и замене части предложения притяжательным местоимением) Итог: Поэт имел в виду легенду, где эти «молчащие» птицы перед смертью обретают голос. Предсмертное пение их удивительно красиво. (15) Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой, издаваемый им (16) Последние вздохи умирающего или смертельно раненного лебедя похожи на мелодичную, печальную песню. (В 15 и 16 предл. исключение повторов) Итог: Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох похож на мелодичную, печальную песню. (17) В этот момент голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.(17 предложение можно опустить – исключение предложений содержащих описания, сравнение, рассуждение) 6 абзац (18)Не каждый человек знает точное понятие верность.(19) Люди ассоциируют его по – разному. (20) К примеру, С.И. Ожегов пишет, что «верность – это стойкость и неизменность в чувствах, в отношениях, в исполнении своих обязанностей долга». (В 20 предл. Исключение некоторых однородных членов) Итог: Например, С.И. Ожегов пишет, что верность – это неизменность в чувствах, в исполнении своих обязанностей долга. (21) Но на сколько человек ценит эту частичку характера другого, любящего его так, что готов умереть вслед за ним? (В 21 замена сложного предложения простым) Итог: Насколько человек ценит эту частичку характера любящего, который готов умереть вслед за своей половиной. (22) А именно так и поступают самые верные и любящие свою половину Лебеди 7 абзац (23) Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, благородной, верной птицы.(Сокращение однородных членов). Учитель: На доске полученный текст
Учитель: К теме лебединой верности обращаются не только писатели и поэты, но и композиторы. Давайте послушаем фрагмент песни «Лебединая верность» в исполнении Мартынова и попробуем определить: какую проблему хотел озвучить автор данной песни (слайд урока прослушивание 1 куплета) (проблема взаимоотношения человека с природой) Идея Вывод (ученик) Итоговую черту подводит ученик, читая стихотворение:
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Чему может поучиться человек у лебедей». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |