Преподавание литературы Родная природа в стихотворениях поэтов XIX–XX вв.Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2873 Липовцева Вера Павловна, учитель русского языка и литературы Оборудование урока: распечатки со стихами русских поэтов XIX и XX веков ( по выбору учителя), экспозиция репродукций картин русских художников-пейзажистов с обязательным включением репродукций современных художников, музыкальные произведения П.И. Чайковского, Г. В.Свиридова , А. Вивальди. Методические приёмы: выразительное чтение наизусть, аудиозаписи МР3, словесное рисование для создания образов-ассоциаций с элементами интегративного погружения; работа со словарём настроений; составление коллажей на этапе рефлексии, или составление весенних букетов – для детей, не умеющих рисовать, со слабой моторикой руки, исходя из психологических особенностей школьников. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Дети входят в класс, звучат “Времена года. Весна” П.И. Чайковского”, в классе цветы, в вазочках веточки берёзы, вербы и ивы с молодыми листочками. (Эмоциональный настрой школьников). На доске написаны слова А.А. Фета:
Дети рассаживаются за круглые столы по группам 4–5 человек. 2. Вступительное слово учителя. Итак, ребята, вот и весна пришла незаметно. На улице стало теплее, хотя зима ещё не хочет отдавать свою власть красавице весне. Мы настежь открываем свои окна, потому что в душу просится весна. Вот и поговорим сегодня о ней. 3. Сообщение темы урока. 4. Актуализация темы. Родоначальником пейзажной лирики является Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение “Приход весны”. Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) Осмысление сказанного. - Какие приметы весны называет поэт? - Объясните слово “лепет” (говорить неразборчиво, подобно маленькому ребёнку). - Найдите олицетворения? Для чего использовал их автор? Словесное рисование. - Представьте, что вы художники? Что бы вы нарисовали сейчас, какие бы краски использовали? Какое настроение будет у вашей картины? 5. Познакомимся с произведениями поэтов XIX века. Федор Иванович Тютчев (1803–1873). Ф.И. Тютчев является мастером пейзажной лирики. Его стихи – зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких строчках может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Он не только изображал природу, но и старался понять, как она связана с жизнью человека, какое влияние оказывает на него. Поэт не рисовал каких-то невиданных красот, а изображал то, что каждый человек видел много раз. В его словах звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи открывают всё новые и новые грани поэзии. - Давайте послушаем его стихотворение “ Весенние воды”. Читает подготовленный ученик. - Давайте попробуем нарисовать увиденную картину. Весёлая или грустная эта картина? Почему? Весна в стихотворении пробуждает природу от сна. Она игривая, звонкая, полная задора и движения. - Какая из картин подойдёт к этому стихотворению? Картина Исаака Ильича Левитана (1860–1900).“Большая вода”, 1897 год Встреча с поэзией Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1893) Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”. Звучит аудиозапись. - Давайте попробуем передать чувства, которые испытывает лирический герой? Что он видит, чувствует? - Что мы изобразим на картине? Солнце живое, оно как Бог оживляет и пробуждает всё вокруг. Все в движении, трепещут листья. Создаётся впечатление, что листья раскрываются на наших глазах. Лес проснулся, веткой каждой. Лес “весенней полон жаждой”. - А что такое “жажда”? Это когда очень хочется пить. У Фета жажда – жажда жизни. Мы радуемся весне, потому что это тепло, свет, пробуждение души. Мы счастливы! - Какая картина более всего откликается на это стихотворение? Картина Архипа Ивановича Куинджи (1841–1910). Природа в стихотворениях поэтов XX векаНиколай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958) Стихотворение “Уступи мен, скворец, уголок”. Стихотворение читает учитель. - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Вспомните словарь “настроений”? И радость от прихода весны, и в то же время почему-то грустно. Лирический герой торопиться насладиться весной, как будто бы хочет напиться её прелестями и радостями. Оно перекликается со стихотворением А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. - Какие рифмы использует поэт? - Какие художественные особенности использованы автором для создания картины природы и выражения собственного настроения? (Работа в творческих группах – 7 минут). В это время звучит музыка А. Вивальди. Проверка работ. Поощрение учащихся за внимательное отношение к чувствам автора и лирического героя. Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889–1966. Стихотворение “Перед весной бывают дни такие…..” Стихотворение читает подготовленная ученица. - Какие приметы весны отмечает поэт? Начало весны, намёк на весну, время ожидания чуда обновления жизни. Создаётся слуховые впечатления (с помощью звукописи, аллитерации (“ш”, “с”, “х”).Автор передаёт ощущения человека. В жизни происходят чудеса. - Какие средства выразительности помогают поэту передать наступление весны? - Что бы вы изобразили на полотне? Словесное рисование. - Какая картина может проиллюстрировать это стихотворение? Картина Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. 1871 г. - Что общего у картины А.К. Саврасова и стихотворения А.А. Ахматовой. Подведение итогов урока. - Ребята, вам понравился урок? Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Тема природы стала сквозной в русской поэзии XIX и XX веков, а затем получила своё развитие в творчестве советских поэтов. Обращение к этой теме требовало и творческого учения, и человеческого мужества. Пейзажная лирика передаёт настроение и чувства человека, созвучна его душе. Мир души и природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни и любви. Этот урок показал вам, что читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Думаю, что нам сегодня это удалось. - Сегодня все поработали хорошо. Оценки поставите сегодня сами. (Дети обсуждают оценки). В заключение урока дети рисуют весну. В конце урока склеивается коллаж и вывешивается на стенд. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |