Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме "Гласные буквы И — Ы после Ц"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1516 Швецова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: компьютер, таблица, текст, сигнальные листы, ТСО, дерево знаний. Ход урока 1. Организационный момент урока 2. Орфографическая минутка. На экране слова весна, лесной, поляна, цветы, жёлтый, ножницы, цыган.
Правописание каких слов вы не смогли объяснить? Почему? (На экране большой знак вопроса). В конце урока мы с вами должны ответить на данный вопрос. (Почему так пишутся слова цыган и ножницы). 3. Ввод учащихся в тему урока Сейчас мы отправимся с вами в сказочную страну под названием “Слово”. (Звучит сказочная музыка). В некотором царстве, в некотором государстве под названием “Слово”, жила-была принцесса буква ц. Два верных рыцаря были у неё: буква и буква ы. Нравились они ей. Рыцарь “Ы” - за твёрдость и решительность, рыцарь “И” - за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю “И” было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась “Корень слова”. Рыцарь “И” был очень весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: “Репетиция!”. И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на - ция -, как слово репетиция, стали записываться только с буквой - и -. Рыцарю - ы - разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца. (суффиксы и окончания слов). Во время звучания сказки на экране постепенно появляется таблица правила правописания гласных букв и - ы - после ц. 4. Учащиеся формулируют правило с опорой на таблицу и услышанный материал. 5. Графическое обозначение данной орфограммы (на материале учебника). Запись с комментированием. Отработка навыков применения правила правописания. Физминутка: Релаксация. (Экскурсия в цирк). Учитель: “Мы отправляемся цирк. Звучит весёлая музыка. На арене появляется клоун. На цыпочках подходит к зрителям. Берёт в руки ножницы, вырезает красивые цветы и дарит их вам. Вот фокусник в высоком цилиндре. Фокус! Ещё! Молодцы! Мы возвращаемся в класс! Хорошо отдохнули? - Кто из вас услышал слова на орфограмму, которую мы сегодня с вами изучаем? 6. Работа в парах с целью формирования навыков выделения данной орфограммы в словах и словосочетаниях: Пуш стые ц плята; ш рокие улиц; лодочная станц я; солёные огурц; ц рковые артисты; круглолиц й мальчуган; ц ганский табор; горластые птенц; тонкие пальц; идти на ц почках. (Орфографическая работа со всеми известными детям орфограммами; составление и запись предложений, их синтаксический разбор). 7. Защита работ выполненных в парах. Подведение итогов данного этапа работы. 8. Работа по развитию речевого слуха учащихся. Текст. Читает учитель. Задание: Услышать в тексте слова на изученную орфограмму. Показать сигнальными карточками написание нужной буквы в слове. По двору бегали цыплята. Особенно выделялся один весёлый пушистый непоседливый. Он был темнее остальных и получил прозвище “Цыганёнок”. Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев зовёт: “Цып-цып-цып”. Все гурьбой несутся к ней. Только “Цыганёнок” - нет. Он как будто ждёт, что к нему подкрадутся на цыпочках и на руках отнесут в курятник. 9. Работа над развитием речи учащихся, посредством работы в группах. Задание: Составьте и запишите мини- рассказ (3-4 предложения) на выбранную тему с использованием слов на изученную орфограмму (варианты тем, выбранных детьми: на уроке математики, в магазине, занятие в детском саду и другие). 10. Чтение и защита рассказов. Подведение итогов работы на данном этапе урока. Итог урока: Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока? Рефлексия: дерево знаний – листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные. Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного. Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял. Зелёные – эту тему я понял очень хорошо. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |