Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 982

Шалаева Светлана Юрьевна, Учитель русского языка и литературы

Модернизация содержания образования в современной школе приводит к тому, что «по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции» [1]

При подготовке учеников к ГИА и ЕГЭ по русскому языку особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение в ГИА и часть С 1 в ЕГЭ).

Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью.

Каждый учитель, кому довелось готовить учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, наверное, столкнулся, как и я, с различными проблемами:

  • учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста
  • немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы
  • у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения
  • беден лексический запас учащихся
  • не сформировано умение оперировать лексикой предмета (при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую тему
  • неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.

Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.

Представляется, что в учебно-воспитательном процессе серьезную роль должен сыграть и психологический подход к обучению наших учащихся, поэтому, начиная с 5 класса, я ввожу в занятия психологические игры и задания, а дома обязательное чтение вслух детьми текстов по литературе и правил по русскому языку. Таким же обязательным я считаю пересказ вслух, что развивает общеучебные навыки учащихся. Хочется поделиться некоторыми заданиями и упражнениями, связанными с выработкой навыков коммуникативной компетентности у учащихся разных классов.

Имея второе психологическое образование, я обратилась к некоторым упражнениям и играм [2, 3], которые адаптировала к работе по русскому языку и добавила свои наработки.
Вот некоторые из них.

Упражнение №1 «Прикосновение к творчеству»

(Этому упражнению можно уделять 5-10 мин. на уроке, а затем более подробно разобрать на факультативном занятии)
Упражнение учит аргументированно выстраивать свое суждение на заданную тему, формирует внутреннюю готовность, что творить может каждый.

Упражнение состоит из 2 этапов:

1 этап – Задание дает учитель: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством».

Зачитываем ответы: например,

– внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание самовыразиться, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д.

Необходимо слушать все ответы, т. к. учащиеся настаиваются на определенную мысль, ритм, вдохновение. Поблагодарить всех, похвалить.

2 этап – Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например,

– Ветер дул с реки, нагоняя туман…
– Путешествует счастье…
– Котенок соскочил с дивана и улегся на коврик перед камином…

Дается 10-15 мин. для написания творческой работы (эссе, рассказ и т.д.)
Пишут все: и учитель, и ребята. Начать работу нужно с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на магнит на доску. Все ходят и читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству. Похвалить всех, поблагодарить за работу.

Упражнение № 2 «Одна минута на разговор»

Упражнение задействует два канала восприятия информации: кинестетический и аудиальный. (Ученики слышат правильно произносимые слова и артикулируют ртом).

Это упражнение лучше всего проводить по теме повторение в разделах «Орфография» и «Фонетика».
Работают 3 ряда в классе. Дать время для подготовки, объявив тему каждому ряду,
например,1 ряд – произносит имена существительные с непроверяемыми гласными в корне слова; 2 ряд – с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; 3 ряд – с чередующимися гласными в корне слова.
Произносить слова, четко артикулируя по слогам, через минуту – смена говорящего.
Побеждает ряд, давший больше правильных ответов.

Упражнение №3 «Продолжи правило»

Упражнение формирует умение оперировать терминологией предмета, формирует внимание, ответственность за свою работу, задействован визуальный канал восприятия информации.

На листке один ученик пишет начало ответа на тему домашнего параграфа и передает соседу, который пишет второе предложение, передает следующему и так до конца ответа. Последний зачитывает правило и высказывает суждение по поводу его правильности.

Упражнение №4 «Литературный герой»

Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.

Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних – показать положительные качества литературного героя, других – представить его в самом невыгодном свете. Судьи – класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее.

Упражнение №5 «Построение сообщения по алгоритму»

Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание.

Задать тему. Тема может быть любой: из школьной жизни, из жизни города, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.
Учитель заранее составляет алгоритм, например,

  • Факт (что произошло)
  • Причины, повод
  • Сопутствующие события
  • Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта)
  • Последствия

Упражнение № 6 «Вспомни пословицу (поговорку, загадку)»

Упражнение формирует умение облекать свои мысли в слова, развивает мышление, в данном случае процессы анализа и синтеза.

Вспомнить какую-нибудь загадку, пословицу, поговорку, фразеологизм и отследить, какие мысли появляются в голове во время решения загадки, во время обдумывания смысла фразеологизма или пословицы. Высказать свои мысли в форме связного текста.

Упражнение № 7 «Дай название рассказу»

Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой

Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д. Учитываются ответы любого типа.

Упражнение № 8 «Вырази мысль другими словами»

Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов предложенного предложения.

Упражнение № 9 «Сюжетомешалка»

Упражнение координирует внимание, укрепляет память, формирует умение сочинять текст на заданную тему, расширяет словарный запас учащихся.

6-10 человек садятся в круг. Первый начинает сочинять историю (текст) на заданную тему, например, «Прелести зимнего дня», «Мы – новое поколение» и т.д.
2-й начинает свой сюжет
3-й продолжает историю 1-го
4-й продолжает текст 2-го
5-й продолжает историю 3-го и 1-го
6-й продолжает историю 4-го и 2-го
И так по кругу. При большем количестве участников следует подобрать больше сюжетов.

Упражнение № 10 «Сочини сам»

Упражнение учит вдумчивости, внимательности, умению применять правила на практике.

Объявляется тема, например, « Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных».
Учащиеся работают по рядам. Первый ученик придумывает главное предложение, второй добавляет к нему несколько придаточных предложений, третий указывает,
какие это придаточные, четвертый указывает вид связи между ними, пятый чертит схему, шестой озвучивает и анализирует всю проделанную работу, исправляя ошибки.

Упражнение №11 «Композиция»

Упражнение помогает повторить темы, связанные с конструированием предложений, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.

Участвуют 5-7 человек. Каждый участник должен заготовить 1 предложение по схеме, которую он получил на карточке. Схемы должны быть самыми разными.

Каждый участник называет свое предложение, водящий, обдумав услышанное,
выстраивает участников в нужном ему порядке, чтобы получился рассказ. Затем
«включает» по очереди учеников, произносит 1-2 фразы связки и «включает» другого ученика. Доведя действие до конца, водящий заканчивает рассказ.

Упражнение № 12 «Поймай слово»

Упражнение развивает ассоциативность речи, умение логически мыслить, переключаемость внимания.

Играют 3 человека. Первый высказывает некоторое суждение, например,
«Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слова, нельзя. Попробуйте сказать, сколько слов на свете? Возрастает или уменьшается их число? Чего больше в нашем языке – исконно русских слов или пришлых, заимствованных?»
Второй ученик пересказывает это суждение своими словами,
а в это время 3-й участник предлагает ему слова, не связанные по смыслу с суждением.
Задача 2-го участника: вставить их в свою речь, не изменив суть суждения, предложенного 1 участником. Потом можно поменяться местами.

Упражнение № 13 «Одна минута»

Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме.

Учитель объявляет тему, например, «Способы сжатия текста» или «Виды придаточных предложений».
Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек.

Упражнение № 14 «Сходство и различие»

Упражнение развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию.

Учащимся предлагается сравнить различные предметы и понятия: например,

Картина и фотография;
Утро и вечер;
Упрямство и настойчивость;
Добро и зло; и т.д.

Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения.

Упражнение № 15 «Стилистика»

Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся.

Раздать карточки с парами слов (вместе с толкованием лексического значения слова). Первый вариант задания: придумать два предложения, правильно
использовав предложенные слова). Например:

Каточка № 1

1. Невежа (грубый, невоспитанный человек)
2. Невежда (необразованный, не сведущий в какой-либо отрасли человек)

Карточка № 2

1. Преобразить (изменить вид)
2. Преобразовать (переделать, перестроить, превратить во что-то другое)

Карточка № 3

1. Комплект (набор каких-либо предметов)
2. Комплекс (сочетание каких-либо действий, свойств)

Или второй вариант задания:

На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками, исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины неточности.

1. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых людей.
2. Трудно было им противопоставлять (противостоять) такому натиску.
3. Постепенно человек укрощал (приручал) диких коз, свиней и других диких животных.
4. Мы предупредительно (предусмотрительно) захватили с собой веревку и фонарик.
5. Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты.
6. Девушка ответила дружественным (дружеским) пожатием руки.
7. Народные массы терпели двойственный (двойной) гнет.
8. Впереди простирались болотные (болотистые) луга, дальше местность была горная (гористая).
9. Останки (остатки) пищи старушка бережно спрятала.
10. За последние годы наш город значительно преобразовался (преобразился).

Упражнение №16 «Кто больше?»

Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся.

Подобрать к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например:

  • Бежать очень быстро (со всех ног, во всю прыть, без оглядки, сломя голову, на всех парусах, только пятки сверкают, на всех парах)
  • Сделать что-нибудь очень быстро (в один миг, в мгновение ока, в два счета)
  • Бездельничать, заниматься несерьезным делом (бить баклуши, валять дурака)
  • Быть невнимательным, пропускать главное в каком-нибудь деле (считать ворон, считать мух)

(Жирным шрифтом выделены ответы).Придумать предложения с данными выражениями или небольшой рассказ.

Упражнение № 17 «Скажи комплимент»

Упражнение развивает доброжелательность в коллективе, объединяет учащихся, дает понимание ценности доброго слова

В конце урока, где использовались упражнения, ученики (по желанию) говорят тем, кому захотят, добрые слова по поводу участия в уроке. Говорить нужно аргументированно и доброжелательно.

Список использованной литературы:

1. Кубанская школа: научно-методический журнал,2009, №1. – с.27.
2. Психотренинг: игры и упражнения, Николай Цзен, Юрий Пахомов,М. «Класс»,1999.
3. Игры: обучение, тренинг, досуг под редакцией В.В. Петрусинского, М. «Новая школа»,1994.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21