Преподавание русского языка Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 982 Шалаева Светлана Юрьевна, Учитель русского языка и литературы Модернизация содержания образования в современной школе приводит к тому, что «по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции» [1] При подготовке учеников к ГИА и ЕГЭ по русскому языку особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение в ГИА и часть С 1 в ЕГЭ). Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью. Каждый учитель, кому довелось готовить учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, наверное, столкнулся, как и я, с различными проблемами:
Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс. Представляется, что в учебно-воспитательном процессе серьезную роль должен сыграть и психологический подход к обучению наших учащихся, поэтому, начиная с 5 класса, я ввожу в занятия психологические игры и задания, а дома обязательное чтение вслух детьми текстов по литературе и правил по русскому языку. Таким же обязательным я считаю пересказ вслух, что развивает общеучебные навыки учащихся. Хочется поделиться некоторыми заданиями и упражнениями, связанными с выработкой навыков коммуникативной компетентности у учащихся разных классов. Имея второе психологическое образование, я обратилась к некоторым упражнениям и играм [2, 3], которые адаптировала к работе по русскому языку и добавила свои наработки. Упражнение №1 «Прикосновение к творчеству» (Этому упражнению можно уделять 5-10 мин. на уроке, а затем более подробно разобрать на факультативном занятии) Упражнение состоит из 2 этапов: 1 этап – Задание дает учитель: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством». Зачитываем ответы: например, – внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание самовыразиться, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д. Необходимо слушать все ответы, т. к. учащиеся настаиваются на определенную мысль, ритм, вдохновение. Поблагодарить всех, похвалить. 2 этап – Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например, – Ветер дул с реки, нагоняя туман… Дается 10-15 мин. для написания творческой работы (эссе, рассказ и т.д.) Упражнение № 2 «Одна минута на разговор» Упражнение задействует два канала восприятия информации: кинестетический и аудиальный. (Ученики слышат правильно произносимые слова и артикулируют ртом). Это упражнение лучше всего проводить по теме повторение в разделах «Орфография» и «Фонетика». Упражнение №3 «Продолжи правило» Упражнение формирует умение оперировать терминологией предмета, формирует внимание, ответственность за свою работу, задействован визуальный канал восприятия информации. На листке один ученик пишет начало ответа на тему домашнего параграфа и передает соседу, который пишет второе предложение, передает следующему и так до конца ответа. Последний зачитывает правило и высказывает суждение по поводу его правильности. Упражнение №4 «Литературный герой» Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление. Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних – показать положительные качества литературного героя, других – представить его в самом невыгодном свете. Судьи – класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее. Упражнение №5 «Построение сообщения по алгоритму» Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание. Задать тему. Тема может быть любой: из школьной жизни, из жизни города, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.
Упражнение № 6 «Вспомни пословицу (поговорку, загадку)» Упражнение формирует умение облекать свои мысли в слова, развивает мышление, в данном случае процессы анализа и синтеза. Вспомнить какую-нибудь загадку, пословицу, поговорку, фразеологизм и отследить, какие мысли появляются в голове во время решения загадки, во время обдумывания смысла фразеологизма или пословицы. Высказать свои мысли в форме связного текста. Упражнение № 7 «Дай название рассказу» Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д. Учитываются ответы любого типа. Упражнение № 8 «Вырази мысль другими словами» Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова. Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов предложенного предложения. Упражнение № 9 «Сюжетомешалка» Упражнение координирует внимание, укрепляет память, формирует умение сочинять текст на заданную тему, расширяет словарный запас учащихся. 6-10 человек садятся в круг. Первый начинает сочинять историю (текст) на заданную тему, например, «Прелести зимнего дня», «Мы – новое поколение» и т.д. Упражнение № 10 «Сочини сам» Упражнение учит вдумчивости, внимательности, умению применять правила на практике. Объявляется тема, например, « Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных». Упражнение №11 «Композиция» Упражнение помогает повторить темы, связанные с конструированием предложений, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. Участвуют 5-7 человек. Каждый участник должен заготовить 1 предложение по схеме, которую он получил на карточке. Схемы должны быть самыми разными. Каждый участник называет свое предложение, водящий, обдумав услышанное, Упражнение № 12 «Поймай слово» Упражнение развивает ассоциативность речи, умение логически мыслить, переключаемость внимания. Играют 3 человека. Первый высказывает некоторое суждение, например, Упражнение № 13 «Одна минута» Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме. Учитель объявляет тему, например, «Способы сжатия текста» или «Виды придаточных предложений». Упражнение № 14 «Сходство и различие» Упражнение развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию. Учащимся предлагается сравнить различные предметы и понятия: например,
Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения. Упражнение № 15 «Стилистика» Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся. Раздать карточки с парами слов (вместе с толкованием лексического значения слова). Первый вариант задания: придумать два предложения, правильно Каточка № 1 1. Невежа (грубый, невоспитанный человек) Карточка № 2 1. Преобразить (изменить вид) Карточка № 3 1. Комплект (набор каких-либо предметов) Или второй вариант задания: На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками, исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины неточности. 1. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых людей. Упражнение №16 «Кто больше?» Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся. Подобрать к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например:
(Жирным шрифтом выделены ответы).Придумать предложения с данными выражениями или небольшой рассказ. Упражнение № 17 «Скажи комплимент» Упражнение развивает доброжелательность в коллективе, объединяет учащихся, дает понимание ценности доброго слова В конце урока, где использовались упражнения, ученики (по желанию) говорят тем, кому захотят, добрые слова по поводу участия в уроке. Говорить нужно аргументированно и доброжелательно. Список использованной литературы: 1. Кубанская школа: научно-методический журнал,2009, №1. – с.27. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |