Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Фонетика" "Звуки и буквы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1381 Самойлова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Тип урока. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Фонетика». Цели урока:
Оборудование: карточки для индивидуальных работ, опорные схемы, тесты. Ход урокаСлово учителя: - Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Самойлова Светлана Александровна. Мы с вами сегодня на уроке русского языка проведём конкурс веселых языкознаек. - Запишите, пожалуйста, дату, тему урока: Звуки и буквы. Мы должны с вами повторить чем, отличаются звуки от букв, научиться правильно ставить ударение в словах, вспомнить порядок фонетического разбора слов, проведём работу с орфоэпическим словарём. Это те темы, с которыми вы познакомились на уроках русского языка по разделу «Фонетика». Организационный момент. К доске я хочу пригласить ученика выполнить фонетический разбор, один ученик будет работать с орфоэпическим словарём (выписать слова, поставить в них ударение). У вас на столе, ребята, карточки, в них задание, которое вы должны будите выполнить в ходе урока. Правильные ответы я буду оценивать жетонами. Ваша задача как можно больше набрать жетонов к концу урока. Итак, начинаем наш конкурс. (слайд №1) Я приглашаю вас в королевство «Фонетика». Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Задание №1. Сейчас ребята, у которых карточки синего цвета попытаются, при помощи пантомима передать информацию, не используя звуков речи. Ты, прочтёшь выразительно этот текст (готовьтесь). А мы с вами вспомним, что такое пантомима. (слайд №2) Я надеюсь, вам знакомо это понятие. ( Прочитать определение). - Ребята, я надеюсь, что вы готовы. - А вы узнали текст, который перед вами попытался изобразить ученик? (слайд №3)
(Прочитать выразительно, дать жетоны). Слово учителя: (слайд №4) Вот видите. Без моих подданных – звуков речи – не обойтись. Но дело в том, что жители этой чудесной страны – невидимки. Все могут их слышать, но никто никогда не видел. Моя младшая сестра принцесса Графика изобрела для звуков удивительные, волшебные костюмы, надев которые звуки преображаются. Эти костюмы самых разных моделей. Среди них есть даже такие широкие плащи и накидки, которыми могут укрыться не один, а два звука. А некоторые звуки, особенно мягкие, любят использовать к основному костюму дополнительные аксессуары. Вы догадались, как называются костюмы для звуков, изобретённые волшебницей Графикой? (Буквы). (дать жетон). -Ребята, при помощи нашей волшебницы Графики мы запишем с вами предложение в тетрадь. «Родной язык надо любить, как мать, как музыку…» (слайд №5) Те, ребята, у которых карточки жёлтого цвета, прочтите задание: Сколько раз встречаются в этой фразе звуки? К Л У О Проверить фонетический разбор. Вопрос ученику: Почему количество букв и звуков не совпало в слове? Ответ ко второму заданию: К - 6 раз Раздать жетоны. Слово учителя Итак, ребята, вы убедились, что мои подданные – очень важные персоны. Если они хоть на минутку отлучатся со своей работы или поменяются друг с другом местами, произойдет непоправимое: слово перестанет быть словом или превратится в другое слово. Вот, например: (слайд №6)
А сейчас мы с вами проведём подобную работу. Прочтите задание, которое даётся в карточках зелёного цвета. Задание. Образуйте новые слова, произнося звуки предложенных слов в обратном порядке. И запишите слова парами в тетрадь. Слово ток – в домашнее животное… кот Слово лён – в цифру… ноль Слово лей – в дерево… ель Слово люк – в большой мешок… куль Слово шёл – в неправду… ложь Слово учителя: Молодцы, вы справились с моими заданиями. А теперь я вас познакомлю со своим канцлером. Он очень – очень строгий. Догадайтесь, как его зовут, если известно, что он следит за тем, чтобы все звуки речи употреблялись людьми правильно, в соответствии с законами нашего королевства (Орфоэпия). Дать жетон. Я и мой вице – канцлер Ударение хотим проверить, знаете ли вы наши законы, которые должен соблюдать каждый говорящий на русском языке. Работаем с карточками красного цвета. Прочтите задание. Задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. (Раздать жетоны). Мне будет помогать мой ассистент, который будет следить за тем, правильно ли ученики произносят слова. Слова записать в тетрадь, расставить ударение.
Физминутка. (слайд №9 - проверка задания) Слово учителя: Ну что ж, вы неплохо справились с заданием. Но знаете ли вы, как страдают слова, когда их произносят неправильно? Вот послушайте: Свекольные страдания. (слайд №10)
Ребята, пожалуйста, никогда не мучайте слова. Произносите их правильно. Правильно ставьте в словах ударение! А если не знаете точно, как слово произносится, обращайтесь к орфоэпическому словарю. исказить его? Посмотрите сценку и убедитесь в этом сами. Орфоэпия: Пи, пи, пи. Ударение: Что случилось? Почему ты пищишь? Орфоэпия: Я лекарство выпил. А здесь написано: три раза в день по столовой ложке. После приёма пищи. Ударение: Ах ты глупенький! Ты же неверно прочёл. После приёма пищи. Ударение: Вот видите, что может произойти из-за неверного ударения! А теперь отгадайте мои загадки. Отгадки запишите в тетрадь парами, расставьте ударение. Загадки. (слайд № 11, 12, 13)
Я сборник карт; от ударения
(Оценить жетонами ) Тест. (слайд № 14) -Ребята, у вас на столе тест, выберите правильный вариант ответа. (Обведите в кружочек на экране дополнительное задание). Проверьте себя (слайд № 15) Ответы: 1-а; 2-в; 3-в; Поднимите руку те, у кого тест выполнен без ошибок. (Раздать жетоны.) Кто выполнил дополнительное задание: Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего произведения «Как мальчик Женя научился говорить букву Р» Ответ: Женя не выговаривал, т.е. не умел произносить звук Р., а не букву ЭР. (слайд №16) Делаем вывод: Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим. (Проверка на компьютере). Итак, на этом, друзья, наш урок подходит к концу. Первый этап испытаний, посвященный фонетике и орфоэпии, завершился. Мы побывали в королевстве «Фонетика». Я надеюсь, что вы научились умению отличать звук от буквы, правильно ставить ударение в словах, работать с орфоэпическим словарём. Я убедилась, что вы много знаете о звуках русского языка. Мне хотелось бы вновь обратить ваше внимание на высказывание Горького, записанное на доске. Какой бы раздел науки о языке мы с вами не изучали, «мы должны любить родной язык, как мать, как музыку». Оценки: Давайте подведём итоги нашего конкурса и посчитаем, сколько жетонов каждый из вас получил. (Выставить оценки) Д/з: Составить сказку о звуках и буквах, на основе знаний полученных на уроках по разделу «Фонетика». Кто затрудняется составить сказку, выполните упражнение № по заданию учебника. Благодарю вас, ребята, за активное участие в конкурсе, я встретилась с настоящими языкознайками СОШ №1. Урок закончен! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |