Преподавание литературы Нестандартные типы уроков как путь к развитию учащихсяNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1128 Филиппова Марианна Федоровна, учитель русского языка и литературы ВведениеМинистр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева в своем выступлении «Профильное обучение: стратегия и тактика» на августовском совещании работников образования сказала: «Одним из важных условий введения профильного обучения является усиление … личностной направленности образования, а также обеспечение активности школьника…» [Журнал «Народное образование Якутии». №4, 2003.с.3]. В центре внимания современной школы – личность ребенка, его развитие как личности. Каждый ребенок уникален, наделен потенциалом для непрерывного развития своих способностей. И сегодня стоит актуальная задача – развитие интеллекта школьников, их творчества. Использование наряду с уроком – основной формой учебного процесса – нестандартных форм обучения обусловлено изменением позиций учителя и ученика в учебном процессе. Нетрадиционные типы уроков смягчают некоторые недостатки классно-урочной системы на взаимоотношения учеников и учителя. Прежде всего преодолевается перегрузка учеников однотипной работой, видимость активности вместо развития познавательных способностей детей. Перед собой поставила цель работы: в своей педагогической практике внедрить нетрадиционные формы обучения на уроках литературы. При этом нужно было решить следующие задачи:
Объект исследования – процесс использования нетрадиционных форм обучения. Предмет исследования – методика проведения нетрадиционных типов урока; творческое применение ее в практической деятельности учащихся. Гипотеза – при условии применения на практике нетрадиционных типов урока повысится мотивация к учебной деятельности, к литературе; при помощи учителя ученики реализуют себя в творчестве, создадут условия для саморазвития. Практическая значимость – в результате использования нетрадиционных типов уроков на практике происходит социализация учащихся. Из опыта работыНа мой взгляд, особенно удаются и нравятся ученикам уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-семинары, уроки-игры, уроки-соревнования. Остановлюсь на нескольких уроках по литературе. Интегрированный урок-исследование по одной из самых сложных областей литературы и языка - художественному переводу - можно провести после изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе. Тема урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» в переводе якутского поэта Михаила Тимофеева. Лексические трансформации при переводе. Рифма, ритм, звукопись».Тип урока – урок-исследование. Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с поэтом-переводчиком М.Тимофеевым и его некоторыми работами; выяснить, какие якутские поэты переводили Пушкина и какова роль переводческой деятельности в развитии литературы саха. Развивающая: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки сопоставительного анализа оригинала художественного произведения с переводом; развивать умение чувствовать слово. Воспитательная: воспитать вдумчивого читателя; показать роль перевода как средство культурного общения между народами. Оборудование: 1. Портреты Пушкина и Тимофеева. 2. Выставка книг о Пушкине и Якутии, переводов произведений русского поэта на якутский язык. 3. «Узник» в оригинале и переводе. 4. Карточки с заданиями. 5. Словари литературоведческих терминов. 6. Русско-якутский, якутско-русский словари. 7. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова; «Толковый словарь русского языка» в 4 томах под ред. Д.Ушакова; «Саха тылын быhаарыылаах кылгас тылдьыта». 6. Проектор. Опережающие задания: 1. Реферат «Пушкин на якутском языке». 2. Сообщение о М.Тимофееве. Консультация учителя: знакомство с понятием «Лексические трансформации». Ход урокаI. Орг. момент. Чтение учеником стихотворения «Памятник» Пушкина. Ознакомление с целью урока. II. Слово учителя. Стихотворения якутских поэтов о Пушкине. III. Выступления учащихся: – Реферат «Пушкин на якутском языке» (5-7 минут). – Устные сообщения учащихся: «Михаил Тимофеев», «О стихотворении «Узник» Пушкина». IV. Беседа учителя с классом: – С какими переводами стихотворений великого русского поэта мы знакомы? – Нужно ли в настоящее время переводить произведения? – В чем актуальность переводческой деятельности. Чтобы убедиться в том, что переводческая деятельность является одной из сложных проблем в области литературы и языка, мы сейчас совершим небольшую экскурсию в творческую лабораторию переводчика М.Тимофеева. V. Исследования учащихся по текстам оригинала и перевода. Гипотеза исследования – при любом переводе происходит трансформация текста оригинала; при переводе могут быть сохранены рифма, ритм; звукопись имеет важную роль и при переводе. Задания для 1 группы
Задания для 2 группы
Задания для 3 группы
VI. Защита проектов исследования. Выводы по проведенному уроку:
А вот план урока-исследования в 8 классе на тему «Художественные средства создания образа Ионы как выражение авторского замысла», который целесообразно провести после знакомства с содержанием рассказа.Цели урока: Образовательная: выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка; исследовать художественное слово. Развивающая: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения. Воспитательная: воспитать вдумчивого читателя, чуткое отношение друг к другу. Оборудование: портрет Чехова, проектор, карточки с заданиями. Урок начинается со слова учителя, с беседы об особенностях рассказов Чехова, о содержании рассказа «Тоска». На следующем, исследовательском этапе я обращаю внимание детей на понятия гипотеза, объект, предмет исследования. В сильном классе учащиеся могут сами сформулировать данные понятия: Гипотеза исследования – художественные средства, использованные автором, помогают раскрыть тему и идею произведения. Объект исследования – художественные особенности рассказа «Тоска». Предмет исследования – языковые, синтаксические средства, цветовые символы в рассказе «Тоска». Класс делится на 4 творческие группы. После выполнения заданий происходит презентация работ. 1 группа Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте? 2 группа Найдите метафоры, олицетворения, сравнения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства? 3 группа Простые или сложные предложения чаще всего встречаются в тексте рассказа? Встречаются ли однородные члены предложения (градация)? Если да, какова их роль? 4 группа Определите, какой цветовой фон окружает Иону? Почему Чехов использовал именно этот фон (цвета)? Примерные ответы учащихся: 1 группа. Эпитеты (образные определения) вызывают у читателя не очень светлые, радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам. 2 группа. Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают чувствовать состояние Ионы. 3 группа. Чехов использует преимущественно простые предложения, короткие фразы и при этом достигает стройную конструкцию предложений, ясно ощущаемое ритмическое начало. В рассказе очень много предложений с однородными членами, которые усиливают выразительность высказываний. 4 группа. Иону окружает «чудовищный» цветовой фон, что говорит о том, что для одинокого, потерявшего родного сына человека не осталось ничего светлого в жизни. Имеют место цвета траура. Выводы по уроку следующие: использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведению с помощью различных лексических и синтаксических художественных приемов Чехов раскрывает большую беду «маленького» человека. Таким образом, гипотеза исследования была доказана. На мой взгляд, уроки-исследования ориентированы на более глубокое осмысление произведений, развивают творческий потенциал учащихся. Исследования произведений выходят далеко за рамки уроков литературы – во внеурочной деятельности. В 2003-2004 учебном году провела по своей программе элективный курс по методу проектов «Исследовательские проекты» для учащихся 10-11 классов. Также на проблемных курсах ИПКРО в г. Якутске «Углубленное изучение литературы в профильных классах» с участием Романичевой Е.С. (Москва) в 2004 году защитила программу элективного курса для старших классов «Художественное мастерство А.П.Чехова», которая была одобрена экспертами. Учащиеся, занимавшиеся на курсах, показали высокие результаты на кустовых, улусных, региональных, республиканских НПК и даже на уровне России. Представляю фрагмент урока «Умники и умницы» по роману «Дубровский» в 7 кл.Тема урока: Устами героев…(заключительный урок). Цели: Образовательные: повторить, обобщить знания по роману «Дубровский» А.С.Пушкина; побудить учащихся углубиться во внутренний мир, характер героев. Развивающие: развивать устную речь, творческие навыки. Воспитательные: воспитать уважительное отношение друг к другу, вдумчивого читателя. Тип урока: нестандартный (литературная викторина «Умники и умницы»). Оборудование: плакат, медали, фишки, шапки для победителей, иллюстрации художников к роману. I агон. Зеленая дорожка Вопросы участникам для выбора дорожек: – Художественное время в романе (19 век). – Имение Дубровского (Кистеневка). Кто я?:
Желтая дорожка Кто я?:
Красная дорожка Кто я?:
Финал: –Придумайте продолжение романа или ответьте на вопрос «Чем актуально произведение в наше время?» Как правило, уроки занимательного характера активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют эмоциональному подъему урока. Учащимся понравились такие уроки, как «И жизнь, и слезы, и любовь» по сопоставлению лирики Ф.Тютчева и А.Фета (семинар в 10 кл.), «Образ воды как художественное средство изображения трагедии войны в поэмах А.Твардовского «Василий Теркин» и С.Васильева «Ытык Ильмень» к 60-летию Победы (урок-исследование в 11 кл.), «Приемы создания образов в рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовского (урок-творчество с элементами исследования в 8 кл.), «Доминантные слова в рассказе «Куерэгэй» Т.Сметанина и сказке-были «Неизвестный цветок» А.Платонова (урок-исследование в 7 кл.) и другие. Заключение Исходя из личного опыта и результатов работы, хочу выразить свои мысли по организации и проведению нестандартных типов урока: – Требуется творческий подход от учителя. Необходима тщательная подготовка к уроку, возможна предварительная работа с учащимися, консультации. Выбор типа урока требует учета возрастных особенностей детей, уровня их развития. – У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, интерес к литературе. Не секрет, что дети сейчас мало читают. – Совершенствуется умение работать в группе, выступать перед аудиторией, убеждать слушателей: развиваются коммуникативные навыки, устная речь. – Нестандартные типы уроков призваны обеспечить творческое применение знаний, дают возможность расширить образовательное пространство. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |