Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по теме: "Человек на войне" (по рассказу В.П. Некрасова "Сенька"). 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2243 Костригина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление:
«Взорванный мост». Музыкальное оформление:
Эпиграфы: Кто говорит, что на войне не страшно, Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное Ход урока I. Вступительная часть. Звучит мелодия «Вставай, страна огромная». Впервые эта песня прозвучала в 1941 году. Слова этой песни принадлежат Лебедеву-Кумачу, музыка - Александрову. — Какому событию в истории нашей страны посвящена эта песня? — Когда началась война? — Кто встал на защиту Отечества? Эта песня стала своеобразным народным гимном, объединившим все силы страны на борьбу с гитлеровским фашизмом. И в наши дни эта песня хорошо известна всем и является символом нашей победы. — Ребята, а откуда вам известно о ВОВ? Подтверждением ваших ответов прозвучит стихотворение Николая Старшинова:
С каждым днем становятся все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Скоро наш народ будет отмечать 62-ю годовщину Победы над фашисткой Германией. Это уже более полувека. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. В числе ушедших защищать Родину - тысячи писателей и поэтов. Многие из них не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, прозаики, надевшие военную форму. Мы подготовили выставку книг писателей – фронтовиков, с творчеством которых вы уже знакомы и будете знакомиться на уроках. Перед вами книги Г. Бакланова, Василя Быкова, М. Шолохова, В. Астафьева, А. Твардовского, В. Некрасова. Писатели – фронтовики основной темой своего творчества избрали тему: «Человек на войне». Именно об этом мы сегодня будем говорить на уроке. II. Основная часть. Тема нашего внеклассного чтения – «Человек на войне» по рассказу В. П. Некрасова «Сенька». Чем живет человек на войне, его мысли, чувства, поступки, переживания – все это легло в основу произведений В. П. Некрасова, в основу его рассказа «Сенька». В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны. а) Семиклассник приготовил небольшое сообщение о В.П.Некрасове (доклад). б) Работа с текстом. Звучит песня Б. Окуджавы.
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села. — Что еще вы можете сказать о главном герое рассказа? И вот Сенька попадает в совершенно другой мир, страшный, неизвестный. Он на передовой, один в окопчике. — Вспомните, каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему? Что изображено на иллюстрации? — Какое чувство охватывает Сеньку? Обратимся к эпиграфу нашего урока. Автором этих слов является поэтесса, фронтовик Юлия Дунина. — Какое слово является главным, ключевым в этих строчках? Страх! Именно чувство страха испытывает герой рассказа Сенька, оставшись в окопчике один. — Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую? Хочу привести воспоминание В. П. Некрасова о том, как он, будучи 30-летним, попадает впервые на фронт. «Учили солдат тому, что сами не знали. На весь батальон – в нем было около 1000 человек – одна боевая винтовка образца 1891 года. На стрельбах за всю зиму каждому полагалось по одному патрону. В результате, в первом же бою полегла половина ребят». — Учили одному, а получалось совсем другое. Найдите подтверждение в тексте. Страх постепенно овладевает Сенькой. Автор стремится к максимальной точности в передаче чувств и мыслей Сеньки. — Какая мелькнула мысль у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова? Сейчас Титкова перевяжут, и он будет лежать в медсанбате на соломе. — Какой поступок совершает Сенька? — Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок? — Что движет Сенькой, когда он простреливает себе руку? Только страх, ни о чем другом Сенька и не думает. — Слышит ли Сенька, что о его поступке говорят окружающие? — Вспомните слова лейтенанта, доктора. Сенька ничего не видит, не слышит. Им руководит только одна мысль – уйти из этого ада, от этого гула самолетов и рвущихся бомб. — Каким выражением описывает автор психологическое состояние Сеньки? Осознание того, что он совершил, происходит позднее. И слова, сказанные лейтенантом, только потом доходят до Сенькиного мозга. — Куда попадает Сенька после «ранения»? — Чем палатка №4 отличается от других палаток? — С кем встречается здесь Сенька? — Что узнаем мы об Ахрамееве из рассказа? Сенька и Ахрамеев – оба «леворучники». — Можно ли между ними поставить знак равенства? Если нет, то почему? — С кем еще встречается в «санбате» Сенька? — Что мы знаем о Николае? — Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости? Важно вспомнить о том, какие взаимоотношения складывались у Сеньки с окружающими до совершения проступка, и как они изменились после того, как все узнали, что Сенька – «леворучник». Внешне ничего не изменилось, но возникла стена молчаливого отчуждения. А самое страшное – это молчание Николая. — Как воспринимает это молчание Сенька? — Что происходит дальше с героем? (Ученик подробно рассказывает эпизод, который изображен на этой иллюстрации). Сенька не просто попадает на передовую, он совершает подвиг, при этом не осознавая того, что это подвиг. — Через что сумел перешагнуть Сенька? Через свой страх, Сенька сумел победить в себе свой страх. — Можно ли высказывание немецкого поэта Генриха Гейне (2 эпиграф) отнести к Сеньке? Да, Сенька сумел обнаружить в себе духовное величие, поборов в себе страх, бросив вызов своему врагу – смерти. в) Наше время. Вывод. Более шестидесяти лет отделяет наше поколение от тех трагических событий, почему нужно вновь и вновь говорить о страшной войне? Потому что опять идут кровопролитные войны. Звучит песня дальше «До свидания, мальчики». — Почему и для чего поведал Некрасов судьбу Сеньки? И сегодня есть судьбы, похожие на судьбу Сеньки. Идут на войну его ровесники. И им страшно, и им нужно преодолеть, перешагнуть свой страх, и они опять стоят перед выбором: выжить или умереть. Работают суды, ведутся следствия по делу «леворучников». Рассказ «Сенька» был написан В. П. Некрасовым в 1956 году. Но он как нельзя подходит к событиям наших дней. III. Домашнее задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |