Преподавание литературы Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2300 Кожанова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 Ход урока
I. Организационный моментПодготовка к восприятию рассказа. (на экране презентация.См. Приложение 3 слайд 1) Вы познакомились с рассказом А.Платонова “Корова”.
Сегодня мы продолжим работу над анализом художественного произведения; будем учиться подбирать материал для характеристики литературного героя; поразмышляем о таких важных человеческих чувствах, как материнская любовь, внимание к близким, забота о них. Наш урок – это урок открытых мыслей, и я прошу вас делиться с нами своими мыслями, которые возникнут у вас в течение урока. Поможет нам работать буклет, в котором мы будем записывать свои мысли и выводы. 1) Беседа по содержанию рассказа:
(Вася, корова.) Необычно, что автор ставит в один ряд с человеком животное, но подчас братья наши меньшие чувствуют так же остро, как и мы, люди. II.Работа над характеристикой образа героя(слайд 2) 1) Самостоятельная работа с текстом:
– Найдите в тексте описание коровы.
Чтение отрывка из рассказа. “…это серая степная корова черкасской породы”; “…у коровы не было своего имени, и он называл её, как было написано в книге для чтения”
(так подчёркивается её обычность: это обычная корова, такая же, как и все другие)
(чтобы отличать от других) Вывод: если нет имени, то и нет ничего, отличающего от других подобных существ: такая же, как все. У коровы “…добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир, а отдавала её в молоко и в работу”. “Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна была жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с ней долго трудиться, чтобы напитаться”. “На своей корове Вася с отцом работали и раньше, она умела пахать и была привычна и терпелива ходить в ярме”.
(нежадная, трудолюбивая)
Чтение отрывков из сочинения: “…из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало”. “Всем было от них хорошо”. “Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй”. “…не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала в молоко и в работу…”, “сильные кости”. Исследовательская работа – стилистический анализ языка автора: – Найдите в приведённых цитатах из рассказа нарушения грамматических норм языка и объясните, случайно ли такое употребление слов или автор делает это намеренно:
(слайд 3) РОЖАТЬ (МАС, 1984 г.) –
1) чтобы подчеркнуть, что появление молока, как и появление на свет нового существа (ребёнка или телёнка) – это чудо, но и тяжёлая работа, необходимая для жизни) 2) “из неё” – значит то, что находится внутри неё, мальчик сказал этим, что будто ели её саму) Вывод: этими словами: “рожалось” и “из неё” показана полная отдача себя людям и своему телёнку, т.е.близким.
достигается образность, яркость, выразительность речи.
Вывод: корова была доброй, трудолюбивой, утомленной постоянной работой, нежадной, щедрой, сильной и в то же время самой обыкновенной; но и необыкновенной, потому что у неё есть душа, её можно сравнить с человеком.
3) Работа над карточками мгновенного предъявления. Музыка.
– Дайте волю своей фантазии, представьте, какая была душа у коровы, и попробуйте её изобразить. Как вы думаете, какого она цвета?.. Изобразим это на левой стороне листа. А потом подберём эпитеты из текста, характеризующие душу коровы, и подпишем их под рисунком.
(дети рисуют)
Музыка (тихая, птички поют) – Откиньтесь, пожалуйста, на спинку стула, закройте глаза. Давайте представим, что вы лежите на зелёном сочном лугу. Cолнышко ласково касается вас своими лучами. Трава мягкая, и аромат разнотравья стоит над вами. А корова вместе со своим телёнком пасутся рядом. Корова медленно тщательно пережёвывает траву. Телёнок радостно бегает вокруг неё. Вот он увидел бабочку и очень удивился: какое странное существо…Побежал за ней. Вокруг поют птички, стрекочут кузнечики. Вернёмся в класс.
III. Проблемная ситуация. “Горе коровы”(слайд 7)1) Беседа о герое.
(заболел и умер телёнок) – Найдите в тексте описание коровы после потери телёнка:
“Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала…” “Она оставалась неподвижной и равнодушной…” “Корова покорно волочила плуг и, склонив голову, капала слюною на землю” “…стояла на ближнем поле, не паслась и ничего не делала” “…уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына; она уже теперь не мычала по нём и не звала его, она терпела и не понимала”. “Корова не стала есть хлеб и осталась равнодушной, как была” Когда мальчик обнял её, “корова резко дёрнула шеей, отбросила от себя мальчика и вскрикнув непохожим горловым голосом, побежала в поле” “…хотя и жила, и работала, когда приходилось пахать или съездить за мукой в колхоз, но молоко у неё пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой…не отзывалась на его заботу, ей было всё равно, что делают с ней” “ходила мало; она подолгу стояла на месте, затем шла немного и опять останавливалась, забывая ходить” “…ей нужен был сейчас только один её сын-телёнок и ничто не могло заменить его: ни человек, ни трава, ни солнце…”
(сын)
(описывая горе коровы, передаёт горе матери)
2) Работа с карточками мгновенного предъявления. Музыка.
– Мы с вами рисовали душу коровы – она была теплая, приятных тонов… теперь попробуем нарисовать горе коровы. Какое оно? Вывод по рисункам:
3) Работа по содержанию произведения:
IV. Знакомство со стихотворением С.Есенина “Песнь о собаке”(слайд 8) – У С.Есенина есть замечательное стихотворение “Песнь о собаке”. Чтение стихотворения учителем.
(- и в рассказе, и в стихотворении матери-животные потеряли своих детёнышей; – и у коровы, и у собаки нет имени: просто корова, просто собака; – в рассказе и стихотворении общая тема – материнства)
V. Работа с эпиграфом– Попробуем сформулировать идею произведений, выбрав слова из эпиграфа. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока. (“Трудное горе…) – А если определить основные роли коровы (труженица, помощница, кормилица, мать), как вы думаете,
(матери) Итак, идея произведений – “трудное горе матери”. (слайд 9)
Вывод (идея произведений): действительно, самое страшное горе для любой матери – потеря своего ребёнка, и не важно, кто это: животное или человек… (появляется на экране икона) Музыка. VI. Знакомство с иконой Владимирской Богоматери(слайд 10) “…она была полностью покорна жизни, природе и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и ей сейчас было жарко и больно внутри, она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе…”
(слайды 11-14) – Издревле чувство материнства являлось предметом изображения художников и писателей; люди боготворили его и преклонялись перед ним в разные эпохи: и в средние века, и в эпоху возрождения, и в древности, потому что это одно из самых сильных чувств. Наверное, самое древнее изображение матери, которой поклонялись, – это икона.
– Во всём многообразии икон Божией Матери существует своя классификация – три разновидности изображения Богородицы: – Путеводительница; – Умиление (Милующаяся); – Молящаяся.
(идея икон – материнская любовь)
– Как мы говорили сегодня, никакое горе не сравнится с горем матери, как никакое чувство не сравнится с чувством материнства. Ведь и корова в рассказе Платонова, и собака в стихотворении Есенина были очень счастливы со своими детёнышами, несмотря на то, что жизнь их была нелёгкой. Потому и огромное страдание – потеря ребёнка, что само материнство – огромное счастье. В этом и святость этого чувства. VII.Итог урока
– Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, чего тебе хочется, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, и мама носила тебя на руках. А потом она научила тебя ходить, говорить… Мама прочла тебе первую книжку. Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видишь, всё, что окружает тебя, – всё начинается с мамы.
Домашнее заданиеУ нас был урок открытых мыслей. И домашним заданием у вас будет: записать свои мысли на тему “Самый дорогой мне человек”. Вы запишете эти мысли и подарите их своим мамам к 8 Марта, поблагодарите их за заботу о вас. А я благодарю вас за работу на уроке. Выставляются оценки. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |