Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработка урока литературы по тексту рассказа В.М. Гаршина «Четыре дня»
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Разработка урока литературы по тексту рассказа В.М. Гаршина «Четыре дня»


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 990

Стадник Лена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения.

Цели:

  • формировать навыки самостоятельной работы с текстом, умение систематизировать полученную информацию;
  • развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
  • развивать критическое мышление учащихся.

Оборудование:

  • подготовленные тексты рассказа,
  • медиапроектор,
  • презентация,
  • выставка книг,
  • музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Стадия вызова.

Антиципация чтения.

На доске уже есть схема синквейна.

На доске запись: четыре дня.

Четыре дня. О чем говорит вам это словосочетание?

Радостные, счастливые, веселые 4 дня…

Счастье, отдых , 96 часов…

Посмотрите сюда

Звучит музыка, показываются слайды. После этого на доске пишу: В. М. Гаршин «Четыре дня»

А теперь? Что изменилось в вашем восприятии?

Это произведение о войне, автор…

Сформулируйте тему урока. (на доску)

Открываю закрытую тему:

«Война в рассказе В. М. Гаршина «Четыре дня»

Да, действительно, рассказ «Четыре дня» о событиях русско-турецкой войны, участником которой был В. М. Гаршин (открываю портрет), так же, как и русский художник Василий Верещагин, автор картин, репродукции которых вы только что видели. Написан он в 1877 году сразу после демобилизации по ранению.

Слайды с репродукциями картин В. Верещагина

Стадия осмысления.

А сейчас обратимся к тексту.

1-я часть

Я помню, как мы бежали по лесу, как жужжали пули, как мы продирались сквозь кусты боярышника.

Что значит здесь: Я помню?

Почему: Я помню и бежали, жужжали, продирались?

События уже прошли

Выстрелы стали чаще. Сидоров, молоденький солдатик первой роты, вдруг присел к земле и молча оглянулся на меня большими испуганными глазами. Изо рта у него текла струя крови. Да, я это хорошо помню. Я помню также, как уже почти на опушке, в густых кустах, я увидел его.

Увидел его…

Какой вопрос у вас возникает?

Что мы можем предположить?

Кого его?

Друг, враг

Он был огромный толстый турок, но я бежал прямо на него, хотя я слаб и худ. Что-то хлопнуло, что-то, как мне показалось, огромное пролетело мимо; в ушах зазвенело. «Это он в меня выстрелил», — подумал я.

Одним ударом я вышиб у него ружье, другим воткнул куда-то свой штык. Что-то не то зарычало, не то застонало. Я побежал дальше. Вдруг «ура» раздалось громче, и мы сразу двинулись вперед. То есть не мы, а наши, потому что я остался. Я делаю усилие, хочу встать на колени. Что-то острое и быстрое, как молния, пронизывает все мое тело от колен к груди и голове, и я снова падаю. Опять мрак, опять ничего нет.

Назовите ключевые слова части

Помню, турок, остался

Озаглавьте эту часть

Ранение

Что мы постоянно делали в ходе чтения?

Кому задавали вопросы?

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.

Задавали вопросы

Автору

Вели диалог с автором через текст

***

2-я часть

Я проснулся. Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе? Я делаю движение и ощущаю мучительную боль в ногах.

Да, я ранен в бою. Опасно или нет? Смутно понимаю я, что ранен в обе ноги. Отчего меня не подняли? Неужели турки разбили нас? Я начинаю припоминать... сначала смутно потом яснее, и прихожу к заключению, что мы вовсе не разбиты. Потому что я упал... и упал на полянке, наверху холма. На эту полянку нам показывал наш батальонный. «Ребята, мы будем там!» — закричал он нам своим звонким голосом. И мы были там: значит, мы не разбиты...

Почему же меня не подобрали?

Я приподнимаюсь и сажусь. Это делается трудно, когда обе ноги перебиты. Надо мною - клочок черно-синего неба, на котором горит большая звезда и несколько маленьких, вокруг что-то темное, высокое. Это - кусты. Я в кустах: меня не нашли! Как это я очутился в кустах, когда они выстрелили в меня на полянке?

Какие-то странные звуки доходят до меня... Как будто бы кто-то стонет. Да, это стон. Лежит ли около меня какой-нибудь такой же забытый, с перебитыми ногами или с пулей в животе? Нет, стоны так близко, а около меня, кажется, никого нет... Боже мой, да ведь это -я сам! Тихие, жалобные стоны: неужели мне в самом деле так больно? Надо уснуть, спать, спать... Только проснусь ли я когда-нибудь?

Тихо. Только сверчки трещат неугомонно. Луна жалобно смотрит на меня круглым лицом. Рядом кто - то есть, что - то тёмное, большое.

Если бы он был раненый, он очнулся бы, стонал... Это труп. Наш или турок? Ах, Боже мой! Будто не все равно. И сон опускается на мои воспаленные глаза.

Назовите ключевой вопрос этой части.

Только проснусь ли я когда-нибудь?

***

3-я часть

Продолжаем читать, постарайтесь самостоятельно поставить вопросы к автору.

Я лежу с закрытыми глазами, хотя уже давно проснулся. Мне не хочется открывать глаза. Вчера (кажется, это было вчера?) меня ранили. Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Мысли, воспоминания теснятся в голове. Целая картина ярко вспыхивает в моем воображении.

Не спешите переворачивать страницу, как вы думаете, о чем он вспомнит?

Дом, любимая, мать…

... Я шел по улице. Толпа народа стояла и молча глядела на что-то беленькое, окровавленное, жалобно визжавшее. Это была маленькая собачонка; вагон конно-железной дороги переехал ее. Она умирала, вот как теперь я. Какой-то дворник растолкал толпу, взял собачонку за шиворот и унес. Толпа разошлась.

Унесет ли меня кто-нибудь?

О чем хочется спросить автора?

Почему именно собачонку вспоминает герой?

Становится жарко. Солнце жжет. Я открываю глаза, вижу те же кусты, то же небо. А вот и мой сосед.

Обратите внимание, почему - сосед?

Равны стали

Да, это — турок, труп. Какой огромный! Я узнаю его, это тот самый... Передо мной лежит убитый мною человек. За что я его убил?

Он лежит здесь мертвый, окровавленный. Зачем судьба пригнала его сюда? Кто он?

Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать. Долго она будет по вечерам поглядывать на далекий север: не идет ли ее ненаглядный сын, ее работник, кормилец?.. Я не хотел зла никому, когда шел драться.

Мысль о том, что и мне придется убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули. И я пошел и подставил. Чем же он виноват? И чем виноват я, хотя и убил его?

За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Боже мой! Да у него фляга, а в ней, наверно, есть вода!

Я ползу. Ноги цепляются за землю, и каждое движение вызывает нестерпимую боль. Я кричу, кричу с воплями, а все-таки ползу. Наконец вот фляга... в ней есть вода - и как много! Кажется, больше полфляги. О! Воды мне хватит надолго... до самой смерти!

Ты спасаешь меня, моя жертва!

Проследите, как называет убитого им врага герой рассказа.

Сосед, убитый мною человек, чей-то сын, кормилец, работник, жертва…

Назовите самое страшное, на ваш взгляд, предложение.

До самой смерти

***

4-я часть

Я спал долго, проснулся - была уже ночь. Все по-прежнему: раны болят, сосед лежит, такой же огромный и неподвижный.

Я не могу не думать о нем. Неужели, я бросил все милое, дорогое, неужели, я лежу теперь в этих муках — только ради того, чтобы этот несчастный перестал жить? А ведь разве я сделал что-нибудь полезное для военных целей, кроме этого убийства?

Убийство, убийца... И кто же?

Я!

Когда я затеял идти драться, мать и Маша не отговаривали меня, хотя и плакали надо мною.

Затеял драться

О чем хочется спросить у автора?

Как герой относится к себе?

Горькая ирония

А как родные плакали?

Почему – затеял?

Значит – доброволец

Надо мною (покойник)

Ослепленный идеею, я не видел этих слез. Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.

Солнце взошло. Мой сосед, что станется с тобой? Ты и теперь ужасен. Да, он был ужасен. Его волосы начали выпадать. Его кожа, черная от природы, побледнела и пожелтела; раздутое лицо натянуло ее до того, что она лопнула за ухом. Там копошились черви. Ноги раздулись, и между крючками штиблет вылезли огромные пузыри. И весь он раздулся горою. Что сделает с ним солнце сегодня? А со мной?

Я прихожу в отчаяние и плачу... (Почему?)

Раз, когда я открыл глаза, чтобы взглянуть на соседа, я ужаснулся.

Лица у него уже не было. Оно сползло с костей. Страшная костяная улыбка, вечная улыбка показалась мне такой отвратительной, такой ужасной, как никогда, хотя мне случалось не раз держать черепа в руках и препарировать целые головы. Этот скелет в мундире со светлыми пуговицами привел меня в содрогание. «Это война, — подумал я, — вот ее изображение».

Солнце жжёт и печёт по - прежнему. Руки и лицо у меня давно обожжены. Оставшуюся воду я выпил всю. (Почему?)

...Мать моя, дорогая моя! Вырвешь ты свои седые косы, ударишься головою об

стену, проклянешь тот день, когда родила меня, весь мир проклянешь, что выдумал на страдание людям войну!

Опять эта беленькая собачонка! Дворник пожалел ее, стукнул головою об стену и бросил в яму, куда бросают сор и льют помои. Но она была жива. И мучилась еще целый день. А я несчастнее ее, потому что мучаюсь целые три дня. Завтра - четвертый, потом пятый, шестой...

Смерть, где ты? Иди, иди!

А вот и ответ автора: собака была жива, мучилась, как и он, но герой несчастнее собачонки.

Герой страдает не только физически, как собака, но и нравственно – жалость к матери, он - убийца…

- Да тут их и не увидишь! — громко раздается около меня.

Я вздрагиваю и разом прихожу в себя. Из кустов глядят на меня добрые голубые глаза Яковлева, нашего ефрейтора.

-  Лопаты! — кричит он. - Тут еще двое, наш да ихний.

«Не надо лопат, не надо зарывать меня, я жив!» - хочу я закричать, но только слабый стон выходит из запекшихся губ.

- Господи! Да никак он жив? Барин Иванов! Ребята! Сюда, наш барин жив! Да доктора зови!

Через полминуты мне льют в рот воду, водку и еще что-то. Потом все исчезает.

Мерно качаясь, двигаются носилки. Это мерное движение убаюкивает меня. Я то проснусь, то снова забудусь. Перевязанные раны не болят; какое-то невыразимо отрадное чувство разлито во всем теле...

- Сто-о-ой! О-опуска-а-й! За носилки! Берись, поды-ма-ай!

Это командует Петр Иваныч, наш лазаретный офицер, высокий, худой и очень добрый человек.

Петр Иваныч! — шепчу я.

Что, голубчик?

Петр Иваныч наклоняется надо мною.

Работа с текстом после чтения.

В какой форме написан рассказ?

Внутренний монолог

Исповедь героя

А каким предстает перед нами этот юноша до четырех дней?

Образованный молодой человек, он затеял идти на войну, мечтал совершить подвиг, подставить грудь под пули…, он не понимал, какова война на самом деле.

Что же изменилось за четыре дня?

Как меняется герой на протяжении рассказа?

Увидел страдания людей (большие испуганные глаза…), понял, как страдают родные, что турок такой же человек…

Зачем автору нужны описания убитого турка?

Каким же увидел писатель лицо войны?

Показать читателю настоящее лицо войны

Страшная костяная улыбка, вечная улыбка…

Подобным образом видит лицо войны и художник Верещагин. Картина «Апофеоз войны» - гора человеческих черепов посреди опустошения. На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Каков, по вашему мнению, смысл такого посвящения?

(Слайд)

Любое великое сражение заканчивается либо победой, либо поражением, но цена одна…смерть людей.

Вернемся к заглавию:

что теперь для вас значит сочетание слов «4 дня»?

Ужас войны, страх, смерть

Рефлексия.

Как итог урока, составим синквейн. Схема написания синквейна на доске:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

обобщение, вывод

Какое слово было ключевым на уроке?

  1. ВОЙНА
  2. страшная, кровавая
  3. убивает, калечит, разлучает
  4. война – зло для всех.
  5. смерть

Прочтем, что у нас получилось

Русский философ Николай Бердяев сказал: «Поистине народы должны периодически сходить с ума, чтобы воевать»

К сожалению, в истории человечества немало войн, больших и малых. И чем цивилизованнее становилось это человечество, тем кровопролитнее были войны.

И действительно –

Отечественная война 1812 года…
Первая мировая война…
Гражданская война…
Великая Отечественная война, которая длилась не 4 дня, 1418 дней и ночей.

В рассказе Гаршина герой затеял идти драться, чтобы стать героем, чтобы подставлять свою грудь под чужие пули. А каждый солдат Великой Отечественной войны своей грудью защищал Родину, защищал мир и спокойствие своих родных и близких.

Звучит «Реквием» Моцарта

Слайды – кадры ВОВ

Кадры выключаются.

Завершая урок, я хочу пожелать вам, чтобы вы никогда не забывали это страшное слово «война», для того чтобы она никогда не повторилась. Хочу пожелать, чтобы вы узнавали о ней только из рассказов ваших дедов и прадедов, побывавших на фронтах ВО войны, или отцов и братьев, прошедших Афганистан или Чечню. Чтобы вы узнавали о ней из великих произведений литературы.

Я хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни никогда не было таких страшных 4 дней, какие пережил герой рассказа, и чтобы сочетание 4 дня в вашей жизни означало только счастье, радость и любовь.

Выставка книг

Звучит музыка, слайды

А каким будет мир, зависит от вас, вам принадлежит наше будущее.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21