Преподавание литературы Урок-практикум "Житие святого праведного старца Федора Кузьмича (Томского)" как образец сибирской агиографииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1219 Изотова Анастасия Петровна, учитель; Гайдукова Евгения Борисовна, ассистент, аспирант ПЛАН УРОКА Современные учебные программы (в частности, используемый в средней общеобразовательной школе № 95 г. Железногорска комплекс учебников под редакцией В.Я. Коровиной) предлагают изучение произведений житийной литературы с 5 по 8-й классы по принципу от первичного ознакомления к дальнейшему углублению представлений учащихся о разных видах житийного канона. Предполагается знакомство учеников со следующими произведениями древнерусской духовной книжности: “Житие Бориса и Глеба”, “Житие Александра Невского”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие протопопа Аввакума”. Однако данный корпус текстов в полном объеме не представлен ни в одной из школьных программ, функционирующих ныне. На пути освоения современными школьниками пласта житийной литературы как одного из необходимых составляющих сквозного курса “Духовная литература” неизбежно возникают сложности, связанные с восприятием образцов агиографической литературы. Для учащихся древнерусские жития являются “мертвыми” жанрами, предельно абстрактными, не связанными с современной действительностью текстами; довольно невысокой уровень духовной культуры нынешних школьников, незнание основ православной культуры, часто нехватка твердых знаний по истории России не позволяют учащимся понять и освоить “магистральную идею жанра агиографии – идею святости” [3]. В связи с тем, что в отечественной гуманитарной науке в последние десятилетия активно развивается духовно-аналитическое движение, направленное на выявление христианских ценностей, мотивов и образов в художественной литературе, и в рамках этого направления идет широкая практическая работа по выявлению и описанию литературного материала, имеющего непосредственное отношение к русской православной традиции, содержание школьного курса “Духовная литература” является весьма актуальным. Так, на последних VIII Рождественских чтениях, прошедших в Красноярске (январь, 2007 г.), было прочитано несколько докладов, посвященных изучению духовной литературы в современной школе: Н.В. Лебедева “Жанр молитвы в программе общеобразовательной школы”, О.Ю. Золотухина “Изучение школьниками русской литературы в контексте православия”, Уминова Н.В. “Изучение святочной прозы А.П. Чехова в старших классах”. Особенно интересным, с нашей точки зрения, было бы познакомить современных школьников с такими житийными текстами, которые имеют непосредственное отношение к сибирской литературе, являются составляющей так называемого “регионального компонента”. Цель: В рамках регионального компонента познакомиться с образцом сибирского жизнеописания на примере жития святого праведного старца Федора Томского. Задачи:
Оборудование:
Методы работы: групповой метод, экскурс в историю, углубленная работа с художественным текстом. Приемы: работа с литературоведческими понятиями, выборочный сжатый пересказ текста, индивидуальные сообщения исследовательского характера, беседа, сопоставительные характеристики. Учащимся перед уроком было дано опережающее задание: всему классу – прочитать текст жития святого праведного старца Федора Томского (томская редакция), шести ученикам – используя пройденный материал (древнерусские жития святых), приготовить мини-сообщения о разных типах подвига праведников и вспомнить теоретический материал по изучаемой теме. ХОД УРОКА “Если кто приходит ко Мне, (Лук.14: 26) Вступительное слово учителя: Ребята, давайте задумаемся, в чем заключается особенность курса литературы, который мы с вами вот уже несколько лет изучаем? Ученики: Повторяемость, изучаем литературу по концентрическому принципу, преемственность. Учитель: Совершенно верно. Говоря о жанре жития сегодня, нам необходимо вспомнить, с какими древнерусскими житиями святых мы уже с вами познакомились в предыдущих классах? Ученики: называют тексты, которые им знакомы (“Житие Бориса и Глеба”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие Александра Невского”, “Житие протопопа Аввакума”). Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с образцом сибирского жития ХХ века, обобщим все знания об агиографической (житийной) литературе, узнаем много нового об истории и литературе Сибири. Но прежде чем перейти к рассмотрению жития святого Федора Томского, которое вы читали дома, вспомним необходимый терминологический минимум и основные типы житийных подвигов. Ученик, которому было дано задание подготовить теоретический материал по рассматриваемой теме, сообщает терминологический минимум (рекомендуем воспользоваться книгой: В. Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М., 1994). Остальные кратко фиксируют в тетрадях. Житие – описание жизни святого, его биография, описание его пути к спасению, типа его святости; Агиография – научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых; вся художественная литература и искусство, посвященные святым; Агиограф, книжник – автор-составитель жития; Житийный канон – с греческого “образец”; определенные правила составления жития; Подвиг (подвижничество) – тот или иной способ спасения и служения Богу. Пять учащихся по очереди представляют краткие сообщения по житиям. На доске и в тетрадях последовательно заполняется схема: Учитель: Изученные нами жития – только маленькая часть огромного пласта агиографической литературы, соответственно, типов святости существует гораздо больше (столпничесто, странничество, юродство, отшельничество и другие). Все уже прочитанные нами жития – общерусские, национально-значимые, их герои – национальнопочитаемые. Однако есть еще местночтимые святые, такие, как сибирские святые Даниил Ачинский, Василий Мангазейский, которые могут приобрести статус национальнозначимых. Сегодня мы познакомимся с житием святого преподобного старца Федора Кузьмича (Томского), попытаемся определить тип подвига этого подвижника, уяснить, как и по каким причинам этот местночтимый томский святой может считаться национальнопочитаемым. Работа с текстом в микрогруппах (по 4–5 человек). Ученики получают задание: используя текст жития святого праведного Федора Томского (томская редакция), вписать в карточки-распечатки, специально подготовленные учителем, события, эпизоды и характеристики, соответствующие пунктам плана.
(Некоторые пункты должны остаться незаполненными, учащимся об этом не сообщается). Учитель проверяет, что нашли и выписали ученики: фронтальный опрос. Вывод, формулируемый учениками: Структура жития святого Федора Кузьмича большей часть совпадает со структурой канонического жития. Учитель: Как может быть определен тип подвига святого Федора Кузьмича? Ученики, используя текст, приходят к заключению, что подвиг синкретичный: в разных частях жития Федор Кузьмич называется странником, старцем (духовным наставником), его сознательное уединение, стремление удалиться от пристального людского внимания позволяет назвать его отшельником. Таким образом, единого наименования подвига нет, в нарисованную в начале урока схему он не вписывается. Учитель: Дальнейшее изучение этого жития должно помочь нам охарактеризовать тип подвига этого святого. Вернемся к карточкам, которые вы заполняли. Какие пункты остались вами не заполнены? Ученики: Рождение героя, детство, желание совершить подвиг. Учитель: С чем может быть связано отсутствие таких важных, обязательных для каждого жития композиционных элементов? Ученики: С некой тайной, стремлением скрыть информацию, недосказанностью, это запретная тема для агиографа. Есть смутные намеки, что с Федором Кузьмичом связана какая-то загадка. Учитель предлагает познакомиться с фрагментом документального фильма – 7 минут (фильм рассказывает о тайне “ухода” Александра I и его “превращении” в родства не помнящего старца Федора Кузьмича). Учитель: Информация, представленная в фильме, повторяется в другой редакции жития Федора Кузьмича – в новосибирской редакции. Предлагаю познакомиться с фрагментами этого текста. Эпизоды из жития представлены в виде слайда презентации, который просматривают учащиеся, учитель параллельно читает текст. См.: Приложение. Совместными усилиями делается вывод: Житие Федора Томского вырастает из легендарного материала тайного ухода императора Александра I. Героем агиографической литературы становится конкретное историческое лицо, светский человек, правитель, относительно близкий нашему времени, нашей эпохе. Учитель: Таким образом, возвращаясь к типологии подвигов и зная уже о легендарном прошлом Федора Кузьмича, попытаемся сформулировать определение его типа святости, синтезируя все вышесказанное. Ученики делают предположения, высказывают свое мнение, приходя к выводу, что данный подвиг можно назвать подвигом отречения от имени и статуса. Александр отрекается от своего имени – становится Федором Кузьмичом, император отрекается от титула – становится простым бродягой. Учитель обращает внимание учащихся на название урока. Фраза “Кто восшел на сию степень, тот не возвращайся назад…” взята из “Лествицы” – основного труда одного из знаменитых Отцов Церкви – игумена Синайской обители Иоанна, названного Лествичником. “Лествица” представляет собой трактат о духовном совершенствовании, состоящий из 30 глав – “ступеней”. Первая глава “Об отречении от мира” как раз посвящена обоснованию такого шага, как добровольное удаление от мирской жизни. Принципиально важным является необратимость этого поступка: как бы ни было трудно, как бы ни был велик соблазн вернуться к прежней жизни, ступивший на путь служения Богу должен понимать, что пути назад закрыты для него. Тип подвига Федора Томского вписывается в схему. Учитель: У вас не должно сложиться впечатление, что подобный подвиг в русской и мировой истории и литературе является единичным примером. Так, например, индийский принц Сиддхартха принял решение отречься от своего сана, ушел как нищий монах странствовать и только много лет спустя стал основателем одной из мировых религий – буддизма. Испанский король XVI века Карл V также отрекся от престола и постригся в монахи. В Древней Руси черниговский князь Святослав добровольно принял постриг под именем Николы Святоши. Важно, что Лев Толстой весьма интересовался темой отречения, ухода и, в частности, легендой о Федоре Кузьмиче. Им даже была написана повесть “Посмертные записки старца Федора Кузьмича…” (1905 г.), к сожалению, оставшаяся незаконченной, а также много других произведений, варьирующих этот сюжет: “Записки сумасшедшего”, “Отец Сергий”, драма “Живой труп”. Вокруг образа Федора Кузьмича постепенно начинает формироваться целый корпус художественных произведений разных жанров. Обратите свое внимание на выставку (часть “Художественная литература”): это еще незначительная часть тех произведений, в которых разрабатывается тема легендарного ухода Александра I и его “превращение” в старца Федора Кузьмича. Итог урока: учащиеся формулируют свое отношение к прочитанному тексту в небольшой письменной работе (“Мое отношение к “превращению” императора в старца”, “Путь старца Федора: Император – бродяга – святой”, “Чему нас учит агиографическая литература” и др.). Задание, данное на уроке, предлагается доделать дома. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |