Преподавание русского языка
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Простые и сложные предложения"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1083
Фёдорова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - уметь различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении;
- правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;
- различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
- составлять схемы предложений;
- составлять предложения по указанным схемам.
Оборудование. Ход урока 1. Приветствие. Постановка целей и задач. <Презентация. Слайд 2> 2. Беседа по вопросам - В каком разделе науки о языке изучается тема "Предложение"?
- Какой ещё раздел науки о языке мы изучаем вместе с изучением синтаксиса?
- Что такое предложение?
- По каким признакам можно разделить предложения на группы?
- Какие предложения различают по цели высказывания?
- Какие группы предложений различают по интонации?
- Какие предложения вы знаете по количеству главных членов?
- По наличию или отсутствию второстепенных членов?
- Что такое сложное предложение?
- С помощью чего связываются части сложного предложения?
- Какие две группы союзов вы знаете?
- В связи с этим назовите типы сложных предложений.
<Слайд 3> 3. Работа с предложениями по заданию <Слайд 4> - Указать грамматическую основу предложения.
- Дать характеристику предложения.
- Начертить его схему.
1) Луч солнца прорвался сквозь тучи, и она вдруг запестрела скрытыми до тех пор осенними красками. 2) С деревьев слетали сизые листья и ложились на воду. Обобщение учителя: Союз и может связывать две части сложного предложения, и тогда запятая ставится. Если же союз и связывает однородные члены предложения в простом предложении, то запятую ставить не нужно. 4. Составить предложение по схеме <Слайд5> 1. Что мы можем сказать о предложении по данной схеме?  2. Назовите подчинительные союзы. Ученики записывают одно из предложений для разбора. Обобщение учителя: Части в сложном предложении могут связываться при помощи сочинительных и подчинительных союзов. В зависимости от этого различают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. 5. Схематический диктант <Слайд 6> Составить схемы предложений 1. Алёша очень любит, когда осенний дождь тихо шуршит по крыше. 2. Осенние листья медленно опускаются на землю и устилают её разноцветным ковром. 3. Подул резкий ветер, и с деревьев посыпались листья. 4. Потянулись журавли в небо плавно, догонял их листопад за селом. 6. Работа с сигнальными карточками (Учитель читает предложения, ученики поднимают карточку с буквой П (простое) или С (сложное) и объясняют свой выбор) - Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
- Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
- Внезапно налетел ветер и поднял пыль на дороге.
- Я видел, как распускается этот прекрасный цветок.
- Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
Обобщение учителя: Итак, чем же отличаются простые предложения от сложных? Какие виды сложных предложений вы знаете? 7. Тест Распечатывается для каждого ученика. I вариант | II вариант | Выделите номера предложений, строение которых соответствует схеме: 
| Выделите номера предложений, строение которых соответствует схеме: 
| 1. Чёрной стрелой промелькнула крупная птица и вскоре долетел её протяжный жалобный крик. 2. Из-под корней выскочил дикий утенок и с отчаянным писком побежал по воде. 3. И вот они оба барахтаются в чёрной воде и от них обоих летят звёздные брызги. 4. Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. 5. Мы поймали его утром когда звёзды скрылись под солнечной пеленой. 6. Фарфоровые колокольчики качаются и звенят но шум леса всегда их заглушает. 7. Неподвижные звезды горели на привычных местах и ветер осторожно шумел над садом. | 1. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь и достал воды. 2. В оврагах ещё снег а уж над тёплой поляной кружат лимонницы. 3. Когда я выходил в сад с кормом в руках птицы не улетали далеко. 4. И вот насадили мы на большой крючок с десяток червей и метнули всё это в воду. 5. Я читал в старых книгах о том как шуршат падающие листья. 6. Я оглянулся и сразу увидел что из-за ёлки на нас смотрятдва внимательных ночных глаза. 7. Вечерняя заря начинается когда солнце уже зайдет за край земли. | Проверка задания <Слайд 7> 8. Творческая работа учащихся (мини-сочинение) <Слайд 8> Написать небольшое сочинение (3-4 предложения) на тему “Осенний танец” (обсудить название текста), используя как простые, так и сложные предложения. 9. Домашнее задание <Слайд 9> Дифференцированные задания по карточкам.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|