Преподавание литературы Тест по литературе для проверки техники чтения в 5-м классе (1-е полугодие)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1916 Петешова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы Вариант 1ГАДЮКАВокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей. Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что змеей-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден. ...Но водились у нас не одни ужи, водилась и ядовитая змея, черная, большая, без тех желтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкою. ...Я в детстве «много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придется встретиться с опасной гадиной. Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растет высокая, густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу, и со всего размаху кидаться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен. Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша черная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость. Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться. Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Еще бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба. Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез. Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили еще трепещущие куски змеи. Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки. (К. Ушинский.) Прочитайте текст «Гадюка». Выполните задания. 1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
2. Почему Бровко защитил мальчика? 3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
4. Почему собака исчезла и долго не появлялась в деревне?
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, как Бровко боролся со змеей. 6. Закончите предложение: Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг …
7. Бровко был очень храбрым псом. Приведите два примера его действий и поступков, которые подтверждают это. 8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «как стрела слетел»?
9. Как вы понимаете выражение «стою как окаменелый» в предложении: «Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами»?
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны»?
11. Автор называет гадюку разными словами. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую. 12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
13. Объясните, как вы понимаете предложение: «Всякая косовица была для меня праздником». 14. Как изменилось поведение собаки с появлением гадюки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ. 15. Закончите предложение. Бровко кинулся бежать и исчез, …
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
18. Какова главная мысль этого текста?
19. Докажите, что поговорка «Собака – друг человека» подходит к этому произведению. 20. Как вы думаете, если бы Бровко умел говорить, о чём бы он рассказал мальчику после возвращения домой? Напишите об этом. Вариант 2ТРУСИХАВаля была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха. Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. Вдруг послышались крики: — Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись. — Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ. Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости. Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил: — Пошел вон! — Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! - это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку. Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками. Зато Валя плакала навзрыд. — Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил? Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась. (М. Артюхова.) Прочитайте текст «Трусиха». Выполните задания. 1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
2. Почему все называли Валю трусихой? 3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
4. Валя варила куклам обед. Как вы думаете, почему?
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с характером Вали после появления на улице злого пса. 6. Закончите предложение. На куче песка остался только маленький Андрюша,
7. Валя была очень храброй девочкой. Расскажите о ее действиях, подтверждающих это. 8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «зато Валя плакала навзрыд»?
9. Как вы понимаете выражение «шел на приступ» в предложении «Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ»?
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении «Ребята бросились врассыпную»?
11. Автор называет Лохмача разными словами, например, собака. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую. 12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
13. Объясните, как вы понимаете предложение «Ребята медленно выползали из своих убежищ». 14. Как появление Лохмача изменило характер девочки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ. 15. Закончите предложение: Валю в войну играть не принимали
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
18. Какова главная мысль этого текста?
19. Докажите, что пословица «Друг познается в беде» подходит к этому произведению. 20. Как вы думаете, справедливо ли Валю называли трусихой? Почему? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |