Преподавание русского языка Контрольные диктанты и тестыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3984 Лузина Татьяна Александровна, учитель; Асанбаева Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы; Виленская Елена Конастантиновна, учитель русского языка, литературы Контрольные работы 5-й класс. Диктант №1. Осень в тайге. Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине. Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем. Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.
Диктант №2. Тема: “Причастие. Причастный оборот”. Лесные звуки. Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик. На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки. Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар. Грамматическое задание:
Диктант №3. Тема: Деепричастный оборот. В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес. Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку… С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся. Грамматическое задание:
Диктант Тема: “Местоимение” 1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды. А 1. В каком предложении говорится о том, нужны ли приметы в городе? 1) 2 2) 3 3) 5 4) 6 А 2. Выпишите все местоимения. Произведите морфологический разбор. А 3. К какому стилю относится фрагмент этого текста? 1) научный 2) разговорный 3) художественный 4) официально – деловой А 4. Какие типы речи представлены в данном фрагменте текста? 1) описание 2) описание и рассуждение 3) повествование 4) повествование и рассуждение А 5. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом. А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы. А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение. Контрольная работа по теме: “Имя числительное”. Обязательная часть. 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена числительные как члены предложения. Первые часы. Историки предпол..гают, что часы первыми создали арабы. В те времена, то есть тысяча – тысяча двести лет назад, арабы значительно пр..восходили европейцев своей культурой и образованностью. Считает..ся, что самые первые часы в Европе по..вились в 1223 году. В Росси.. часы стали извес..ны почти одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке лет..писцы начинают ак..уратно указывать не только год и день события, но и его час. В 1404 году в Москве были установлены башен..ые часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия Донского. 2. Запишите данные числа словами. 12, 20, 50, 115, 800, 5248. 3. Просклоняйте имя числительное вместе с именами существительными. 356 страница. 4. Впишите в данные предложения имена числительные (словами). У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн. 5. Замените количественные имена числительные подходящими порядковыми с именами существительными час. Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут. В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт. Автобус отходит в 10 часов 20 минут. 6. Найдите в данных словах имена числительные, докажите правильность своего выбора. Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной, утроить. 7. Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните в них имена числительные как члены предложения. В один голос, в двух словах. 8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.
9. Согласуйте данные в скобках слова в нужном падеже. Определите падеж имен числительных. Копать (оба, обе) руками. (Оба,обе) девочек не было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать (оба, обе) конца. 10. Составьте три предложения, употребив числительные оба и обе в разных падежах. Дополнительная часть.
Контрольная работа по теме: “Наречие”. Обязательная часть. 1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий. Занов.., издавн.., затемн.., искос.., изредк.., снов., направ.., сев.., вправ.., наглух.., досыт.. . 2. Укажите номера предложений, в которых в наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?
3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие это части речи. Наотмаш.., гореч.., спряч.., свеж.., колюч.., уж.., зрелищ.., лиш.., (не)проч.., навзнич.., экипаж.., вираж.., глядиш.., полноч.., ноч.. . 4. Раскройте скобки, выпишите сначала словосочетания, в которых наречия пишутся через дефис, затем все остальные. (По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то) пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва) ответил. 5. НЕ слитно или раздельно. (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня. Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал (не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил. 6. Расставьте в наречиях ударение. Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста, завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки, насмерть, исподволь. Дополнительная часть. 1. Составьте предложения с парами слов. Какие это части речи?
2. Слитно или раздельно. (Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех, (в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор, (в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку, (до)востребования. 3. Н илиНН. Укажите части речи.
4. Могут ли наречия употребляться при существительных? Если – да, то приведите примеры. 5. Объясните слово тщетно, подобрав к нему наречия-синонимы. Запишите синонимический ряд. 6. От прилагательного величественный образуйте наречие, подберите к этому наречию синонимы. 7. Напишите сочинение по данному началу. Кутузовский проспект… Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля… Контрольная работа: “ Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи” 1. Решите вопрос о слитном и раздельном написании. (Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений, (не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук, песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка (не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво, вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда отдыхать. 2. Тест. А1. Найдите случай слитного написания НЕ. А) (не)разжигая огня Б) пришел (не)вовремя В) (не)проветренная комната Г) ковер (не)соткан А2 Найдите случай раздельного написания НЕ. А) женщина (не)образована Б) меня (не)долюбливают В) в доме (не)прибрано Г) (не)большая, но интересная брошюра А3 В каких случаях НЕ пишется слитно? А) (не)обожжены Б) (не)праведный грех В) абсолютно (не)засеянные поля Г) (не)греющее зимнее солнце А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно? А) (не)обнажая плеч Б) поля (не)заброшены В) (не)окрепший лед Г) (не)нависть А5 В каких случаях НЕ пишется слитно? А) (не)взирая на лица Б) все делает (не)торопясь В) (не)доучка Г) (не)сгораемый сейф Творческое задание: Одинаково или по-разному вы напишите не в словосочетаниях и предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав доверия; гости (не)встречены вовремя? Контрольная работа по теме: “Частица” Обязательная часть 1. Охарактеризуйте частицу как часть речи. 2. Укажите разряд частицы:
3. Назовите формообразующие частицы и образуйте с их помощью формы условного и повелительного наклонения глаголов.
4. Определите значение частицы не-ни. Раскройте скобки, выбрав возможный в данном случае вариант.
5. Укажите, в каких случаях не является частицей, в каких – приставкой.
6. Спишите, раскрывая скобки. Кто(либо), где(нибудь), чей(либо), что(то), откуда(нибудь), кое(в)чем, садись(ка), с кем(нибудь). 7. Составьте предложения с данными словами. Какие это части речи? Что бы, чтобы, также, так же, зато, за то. 8. Не или Ни? Чем объяснить различие в написании слов с пропущенными буквами. Все эти дни я н.. разу н.. отступил от своей системы. Н.. один из посещавших выставку н.. ушел отсюда равнодушным. 9. Сделайте синтаксический разбор предложения. Найдите в нем частицу, произведите ее морфологический разбор. Поброди же в последние дни по давно молчаливой аллее. Дополнительная часть. 1. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Слитно, раздельно или через дефис нужно писать выделенные слова?
2. Используя подходящие устойчивые обороты, составьте небольшой юмористический рассказ. Озаглавьте его. Н..свет н..заря, н..больше н..больше, н..дна н..покрышки, н..пуха н..пера, н..слуха н и духу, н..жив н..мерт, н..тот н..другой, н..за что н..про что. Тесты 5-й класс (приложение 1). Контрольные диктанты 5-й класс (приложение 2). Контрольные работы 6-й класс (приложение 3). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |