|
Преподавание литературы Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.23 Просмотров: 0 Костина Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы; Саченко Ольга Анатольевна, учитель биологии Цели урока: 1. Образовательные:
2. Воспитательные:
3. Развивающие:
Тип урока: комбинированный. Методы обучения:
Структура урока:
Оборудование: SMART-BOARD, презентация 1 «Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов». Ход урока(На экране SMART-BOARD презентация 2 «Цветы») Учитель литературы: Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в радости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути. Когда люди устают от суеты городов, от унылого однообразия квартир, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы и цветы. Без красоты беднее жизнь. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Поэтов и писателей всегда привлекал этот необыкновенный мир. Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяным сердцем, как в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева». (На экране SMART-BOARD портрет А.С. Пушкина. Слайд 2) «У меня на окне всегда цветы»,- писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»
(На экране SMART-BOARD портрет И.С. Тургенева. Слайд 3) «Когда вы будете в Спасском, – писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен смертельно, - поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок». Послушайте ещё одно замечательное стихотворение А.С. Пушкина «Цветок». А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском. (На экране SMART-BOARD портрет А. Керн. Слайд 4) И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия. А что помогает нам услышать в стихах эту великолепную мелодию? Учащиеся: художественные выразительные средства. Цель урока (литература): (На экране SMART-BOARD для учащихся. Слайд 5) обобщим и пополним знания о средствах художественной выразительности языка, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, попытаться присоединиться к её божественной гармонии. Учитель биологии: Учёных-биологов цветы интересовали не как поэтический образ, а как сущность этой красоты. Каково строение цветка? Каково значение его частей? Цель урока (биология): (На экране SMART-BOARD для учащихся. Слайд 6)
Задание 1 (На экране SMART-BOARD схема цветка и цветок шиповника 1. Слайд 7) Учитель биологии:
Посмотрим на цветок шиповника, вспомним его строение и назовём его части. Учащиеся: (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, пестик и тычинки) Задание 2 (На экране SMART-BOARD схема цветка шиповника. Слайд 7) Учитель биологии: Найти соответствие между рисунком и терминами. Посмотрим на цветок шиповника, вспомним его строение и назовём его части: (учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, один у доски работает со схемой, находит соответствие между рисунком и терминами)
Задание 3 (На экране SMART-BOARD таблица. Слайд 8) Учитель биологии: Поуровневое задание. На доске и у каждого ученика на парте таблица с заданием: выбрать правильный ответ.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Учитель литературы: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австралии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. Лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала…белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америке по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору… (На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 9). Ученик читает наизусть стихотворение И.П.Метляева «Как хороши, как свежи были розы» Задание 4 Учитель литературы: В своём стихотворении И.П. Метляев показывает неповторимую красоту и нежность розы, используя средства художественной выразительности. Вспомним, какие художественные выразительные средства вы знаете. Ученик: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение. Учитель литературы: Что такое сравнение? Ученик: Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим. Слайд 10. Задание 5 Учитель литературы: Найдите в стихотворении И.П. Метляева сравнение. Ученик выходит к доске и подчеркивает сравнение в стихотворении. Слайд 9. Учитель литературы: Для чего автор использует сравнение в своём стихотворении? Ученик: Благодаря сравнению мы видим отношение автора к окружающему миру, представляем необычные яркие образы. Учитель литературы: По древнерусской легенде молодая царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.Е. Репина, С. Ковалевской. (На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 11). Ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Задание 6 Учитель литературы: Что такое метафора? Ученик: Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Слайд 12. Учитель литературы: Найдите в стихотворении С.Я. Маршака метафоры. Ученик выходит к доске и подчеркивает метафоры в стихотворении. Слайд 11. Учитель литературы: Для чего автор использует метафоры в своём стихотворении? Ученик: метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автору к явлению. Учитель биологии, возвращаясь к таблице №1, делает вывод о строении цветка и переходит к видам околоцветника. Итак, ребята, мы познакомились со строением цветка. Мы знаем, что главные части цветка – это пестик и тычинки, а вспомогательные – венчик и чашечка. Венчик и чашечка образуют околоцветник. (На экране SMART-BOARD схема цветков - ландыша и шиповника. Слайд 13) Задание 7 Учитель биологии: Укажите правильный ответ
Ученик у доски работает со схемой, находя соответствие между терминами и рисунком. Слайд 13. Учитель биологии: Посмотрите на схемы шиповника и ландыша. Укажите, где изображён простой околоцветник, а где – двойной. В чём разница между околоцветником шиповника и ландыша? Ученик: у ландыша нет чашелистиков, образующих чашечку. Учитель биологии: Какой можно сделать вывод? Ученик: Вывод: все цветы имеют два вида околоцветника: простой, как у ландыша и двойной, как у шиповника. Учитель литературы: Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, жёлтых, голубовато-сиреневых до тёмно-красных. (На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 14). Ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Абхазская роза». Учитель литературы: Что такое эпитет? Ученик: Эпитет – это художественное определение предмета или явления. Слайд 15. Задание 8 Учитель литературы: Найдите в стихотворении С.Я. Маршака эпитеты. Ученик: «нежней и краше», «он прекрасен, холоден и чист», «скромный», «тёмно-зелёный, по краям зубчатый». «пурпурной», «душистого и свежего». Ученик выходит к доске и подчеркивает эпитеты в стихотворении. Слайд 14. Учитель литературы: Для чего автор использует эпитеты в своём стихотворении? Ученик: они помогают ярко, красочно представить образы, почувствовать отношение автора к нему. Учитель биологии: Великий учёный-естествоиспытатель Чарльз Дарвин впервые выявил роль красоты в природе и в связи с этим ясно показал, каковы истинные причины происхождения многообразной окраски цветков. Актуализация опорных знаний (учитель задает вопрос – ученик отвечает). Учитель: От чего же зависит окраска цветков? Почему одни цветки жёлтые, другие голубые, третьи красные? Ученик: Это зависит от пластид, находящихся в органах цветкового растения. Учитель: А что такое пластиды? Ученик: Это органоиды растительной клетки, содержащие различные пигменты (красящие вещества. (На экране SMART-BOARD определение «пластиды». Слайд16.) Учитель: Какие вы знаете пластиды? Ученик: Лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Учитель: Что такое лейкопласты? Ученик: Лейкопласты – это бесцветные пластиды. (На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17) Учитель: Что такое хлоропласты? Ученик: Хлоропласты – это зелёные пластиды.(На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17) Учитель: Что такое хромопласты? Ученик: Хромопласты – это жёлтые, красные, оранжевые пластиды.(На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17) Задание 9 (На экране SMART-BOARD рисунок растения лилии. Слайд 18) Учитель биологии: Указать расположение пластид в органах растения. Ученик выходит к доске и находит соответствие между рисунком и терминами. Слайд 18. Вывод: Учитель биологии: Каковы причины различной окраски цветковых растений? Ученик: Причинами различной окраски цветковых растений являются
Учитель литературы: Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте. Ученик читает наизусть стихотворение А.А. Ахматовой «Я лилий нарвала прекрасных и душистых…». Слайд 19 Учитель биологии: Трудно сказать, почему одни цветки совсем или почти не пахнут и заметны лишь благодаря яркой окраске; другие, напротив, скромны по цвету, но испускают улавливаемый издали даже человеком аромат; третьи сочетают яркость цветка с сильным ароматом. Сообщение ученицы «О запахах цветов» (Приложение 4). Учитель литературы: Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. На экране текст стихотворения. Ученик читает наизусть стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои …».Слайд 20 Учитель литературы: Что такое олицетворение? Ученик: Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Слайд 21. Задание 10 Учитель литературы: Найдите в стихотворении А.К. Толстого олицетворение Ученик выходит к доске и подчеркивает олицетворение в стихотворении. «Колокольчики мои, что глядите на меня», «головой качая». Слайд 20. Учитель литературы: Для чего автор использует олицетворение в своём стихотворении? Ученик: Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека. Учитель биологии: Вся удивительная красота растений, запах, сладкий нектар существует для одной единственной цели – опыление. Актуализация опорных знаний (учитель биологии задает вопрос – ученик отвечает). Учитель: Что такое опыление? Ученик: Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого. Учитель: Что является женскими органами цветка? Ученик: Пестик – это женский орган цветка. Учитель: Что является мужскими органами цветка? Ученик: Тычинки – это мужской орган цветка. Учитель: Почему у растений не происходит самоопыление? Ученик: У цветков растений разновременное созревание пыльцы и пестика. (На экране SMART-BOARD рисунок цветков с пчёлкой. Слайд 22) Ученик передвигает пчелку с цветка с недозревшей пыльцой на цветок с созревшей пыльцой Вывод: Учитель биологии: Что же такое цветок? Ученик: Цветок – орган полового размножения растений, который состоит из главных частей (пестика и тычинки) и вспомогательных: (чашечки и венчика), а также привлекает насекомых для опыления. Задание 11. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 23.
Учитель биологии: Укажите правильный ответ. Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 23. На экране SMART-BOARD стихотворение А.А. Фет «Первый ландыш» читает учитель литературы. Задание 12. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 24. Укажите правильный ответ.
Учитель литературы: Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 24. Учитель биологии: На пороге весна, потом лето. Мы ждём их с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматом цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не рвите их Учитель литературы читает наизусть стихотворение Л. Чарской «Не рви цветов» Учитель биологии: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад… Урок завершается музыкой П.И. Чайковского «Вальс цветов». На экране SMART-BOARD под музыку танцуют цветы. Презентация 3 Вальс цветов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |